Курс на независимость снова сбился: «транспортный коридор» Украины в обход России не сработал

21 февраля, 10:06

Украинские чиновники признались в нерабочем состоянии «транспортного коридора» в обход России. Эксперты рассказали, насколько вообще перспективны сломанные паромы и стоит ли тратить деньги на их ремонт.

Несмотря на все надежды украинской власти на запуск через свою страну грузов из Казахстана, Китая и других стран, а обратно – грузов из ЕС, воплотить это в реальность так и не получилось. Признав безнадежность затеи, многие местные эксперты все реже поднимают тему «Нового шелкового пути», однако полностью этот вопрос пока не закрыт.

Накануне и.о. председателя правления «Укрзализныци» Евгений Кравцов отметил, что этот новый путь Иран-Азербайджан-Грузия-Европа должен переваливать до 10 млн тонн за год, в связи с чем Незалежная может делать ставку примерно на треть из этого объема, которые потом транзитом пойдут в ЕС. По словам Кравцова, партнеры в этом деле воспринимают сотрудничество якобы не сколько с «Укрзализныцей», сколько со всей Украиной. Только при этом вторая сторона настоятельно говорит о том, что для этого Киев должен решить вопросы таможни, паромного сообщения и паромных сборов, поскольку у зарубежных коллег подход к этому делу централизованный.

Однако украинские чиновники до сих пор не понимают, как создать такие комфортные условия для грузоотправителей, так как просто-напросто у Киева в этом отношении нет ни плана, ни ответственных ведомств, ни четких сроков. 

Источник фото: tek-sputnik.ru

И если раньше надежды на перевозку грузов по «Новому шелковому пути» возлагались на полученные компанией «Укрферри» в управление два парома «Герои Плевны» и «Герои Шипки», то вскоре стало ясно, что не всё так просто. Руководство профильного министерства почему-то не знало, что подобного рода морские перевозки – высокопрофессиональная работа, а у данной судоходной компании для таких транспортировок не было нужного опыта и знаний.

Напомним, что еще в прошлом году между ПАО «Укрзализныцей», АО «Грузинская железная дорога» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» был подписан меморандум о сотрудничестве. Документ предполагает совместную эксплуатацию странами постоянного ж/д паромного сообщения для развития перевозок грузов по направлению ЕС – Украина – Черное море – Грузия – Азербайджан – Каспийское море – страны Азиатского региона. Это сотрудничество делало ставки на снижение тарифов контейнерных перевозок по «Новому пути», которые в ближайшее время уже должны были начать свою работу.

Местный министр инфраструктуры Владимир Омелян отметил, что данного меморандума для этого недостаточно, поскольку нет нужного инвестора. Украинский министр считает, что в этом деле необходим именно китайский вкладчик, так как именно он сможет гарантировать точную доставку груза. Также Омелян отметил, что запущенные ранее паромы «Герои Плевны» и «Герои Шипки» только «разбивают причал» в порту «Черноморск», поскольку суда недостаточно эффективны для коммерческого использования.

Наконец, для местных специалистов стала доходить неэффективность собственных кораблей, хотя и произошло это уже после начала их работы, когда пришлось отправить один из них на дорогостоящий ремонт. Причем ремонт «Героев Шипки» был закончен только два года назад, на что было потрачено около 35 млн гривен. И вот сейчас данный корабль якобы опять нужно «доремонтировать». А это говорит о том, что Украиной не были заранее оценены убытки и перспективность от работы таких паромов, которые, может быть, лучше сразу нужно было списать.