Не себе – так другим: «Южмаш» вкладывает силы в развитие американских и европейских ракет

Украина продолжает гордиться теми или иными своими достижениями, несмотря на то, что многие из них остаются спорными.

Так, 19 ноября национальный лидер Незалежной Петр Порошенко поздравил свой народ с 20-летием со дня первого полета в космос гражданина уже независимого государства, а также отметил, что украинская страна стала настоящей «космической державой». По словам президента, для Незалежной это событие можно считать поистине историческим, так как именно с той поры независимая страна продолжает удерживать высокие позиции космической державы. Таким мнением Порошенко поделился в социальной сети Facebook.

Напомним, что 20 лет назад в космос отправился Леонид Каденюк на борту космического корабля США «Колумбия». Несмотря на спорность утверждения украинского главы о звании космической державы, некоторые «достижения» в этой области у Незалежной действительно есть.

Накануне стало известно, что европейская ракета-носитель Vega с двигателем из Незалежной отправилась с космодрома во Франции 8 ноября. Украинский РД-843 стал основным двигателем четвертой ступени для этой ракеты. Как известно, разработали этот движок на местном предприятии «Южное», а изготовил его украинский «Южмаш».

«Засветилась» украинская сторона и в другом космическом событии, только уже на американском космодроме в штате Вирджиния. Как известно, в середине ноября там был успешно произведен пуск ракеты-носителя Antares-230 с космическим кораблем Cygnus. (Именно благодаря этому на МКС было доставлено более трех тысяч килограммов груза по заказу NASA). Пресс-служба «Укркосмоса» гордо сообщила, что именно специалисты из Незалежной проявили активное участие в подготовке данного пуска. А основную конструкцию первой ступени ракеты создавали на тех же самых предприятиях Незалежной «Южмаш» и «Южное». Причем, как известно, изначально на первой ступени РН Antares-230 стояли лицензированная в Штатах модификация советского «движка» НК-33. Украинская сторона приняла участие в создании и контроле за разработкой емкостей для топлива, клапанов, труб, проводов, а также некоторого другого оборудования на заводе «Южмаш».

Как известно, после аварии, которая произошла при запуске три года назад, и было принято решение о замене «движка» первой ступни на РД-181 (за основу которого взяли РД-191 от «Ангары») – сделанный «НПО Энергомаш» для «Антареса».

Получается, что российское предприятие занималось поставками и адаптацией РД-181, а украинская сторона решала задачи в изготовлении баков высокого давления, датчиков, ёмкостей для топлива и так далее. При этом украинские и российские специалисты никак не соприкасались на космодроме Штатов по данному проекту.

Незалежная также имеет довольно старый контракт 1998 года с итальянской стороной и Европейским космическим агентством – на совместную разработку лёгкой РН по четвертой ступени AVUM. От этого украинцы, выполняя свою часть обязательств, вот уже продолжительное время получают твердую валюту. Несмотря на то, что данные двигатели РН Vega нельзя назвать особо мощными, украинская сторона уже гордится, что наладила их отлаженное изготовление.

В этом случае для Незалежной единственным выходом остается как раз-таки возможность развивать кооперационные контакты, чтобы как-то сохранить промышленность в рабочем состоянии и получать за это деньги. Несмотря на грандиозные заявления о космической отрасли, сделанные Порошенко, реальные возможности страны в этой сфере крайне ограничены.

Однако отдельные государства так или иначе прибегали к помощи Незалежной, сталкиваясь со сложностями в этой отрасли. Так, например, космическое агентство Бразилии после неудачного запуска ракеты-носителя VLS-1 решило сотрудничать с украинской стороной. Только в 2015 году ввиду сложной политической ситуации на Украине в одностороннем порядке бразильская сторона всё-таки разорвала данный договор. Тем более что крупнейшее предприятие Незалежной, где и изготовлялись чаще всего «движки», сейчас в крайне тяжелом финансовом положении: за заводом «Южмаш» числится большая задолженность – не меньше 170 миллионов рублей только по официальным данным.

Загрузка...