Незавидная судьба промышленных «гигантов»: как Прибалтика постепенно теряет собственные заводы

17 февраля, 11:00

Всё больше предприятий Прибалтийских Республик начинает приходить в упадок. Не исключением стал и латвийский завод «Радиотехники», многоэтажные корпуса которого решили снести окончательно. Вместо этого развалившегося предприятия было решено построить магазин товаров для сада и дома. Причем такая незавидная судьба этого прибалтийского «гиганта» промышленности далеко не единичный случай, когда подобное наследие СССР приходит в полный упадок в современных странах Балтии.

Снести данное предприятие, успешно работающее с 1945 года, планируют еще до конца этого года. Напомним, что ранее этот завод «Радиотехники» славился выпуском усилителей для киноустановок, радиол, радиоприемников, электромагнитных динамиков и других устройств. Причем в 80-х годах предприятие достигло пика в своем развитии: оно обеспечивало больше 30% всей советской бытовой аудиотехники. И уже после 1992 года предприятие, как и многие другие промышленные «гиганты» в Балтии, стало медленно загибаться.

По словам Юрия Алексеева, местного общественного деятеля и журналиста, он работал на этом заводе со студенческих лет. Предприятие «накрылось» довольно быстро, сначала людям перестали выдавать зарплату, а потом и его оборудование пошло на металлолом. Журналист отметил, что власти спокойно наблюдали, как завод гибнет, в том числе потому что его коллективы состояли главным образом из русскоязычных.

Из последних новостей прибалтийской промышленности: в текущем году в суде Латвии приняли решение о банкротстве Рижского вагоностроительного предприятия, основанного еще в 1895 году. К слову, данный завод некогда считался крупным производителем вагонов в Российской империи. Однако после развала Союзов его постигла такая же незавидная участь: после смены владельцев и крупных долгов оно окончательно обанкротилась. Безрадостной стала судьба и «Лиепайского металлурга», которому пришлось из-за плохой экономической ситуации в Балтии переориентироваться на рынки третьих стран. Однако и он в конце концов был вынужден остановить основное производство.

Большинство прибалтов постраше, к примеру, вспоминает судьбу еще знаменитых «рафиков», которые ранее выходили на автобусной фабрике в Риге. Однако и это предприятие спасти не удалось. Ранее оно занималось серьезной программой по усовершенствованию и обновлению такой продукции, в частности собиралось оно модернизировать и микроавтобусы. Только после распада СССР предприятие пришло в полный упадок, продукции стало выпускаться всё меньше, и в конце концов производство окончательно было остановлено.

Эксперты считают, что подобные процессы в бывших советских Республиках были закономерными. Якобы данная промышленность «загнулась» естественно, поскольку устарела со временем на мировом уровне. Однако отдельные мнения, например, Алексееева, склоняются к тому, что некоторые высокотехнологичные заводы в Балтии всё-таки удалось сохранить, и они успешно функционируют. (К примеру, электротехнический завод имени Пегельмана в Таллине).