«Шелковый путь»: Китаю с Россией не по пути

26 февраля, 4:19

Уже через месяц будет введена в эксплуатацию новая железнодорожная магистраль Баку — Тбилиси — Карск и её развитие в дальнейшей перспективе может нести в себе немалые риски для России, как единственного и самого оптимального логиста сухопутных грузоперевозок из Китая.

Железнодорожную ветку из Баку через Тбилиси в турецкий Карск длиной в 823 километра начали строить ещё в 2008 году и планировали закончить прокладку как минимум за три года. Нестабильная ситуация в Грузии и последующий кризис задержали строительство почти на 10 лет, но всё-таки сейчас оно уже завершилось. Как анонсировалось ранее, на полную мощность БТК сможет выйти уже через полгода и станет одним из элементов масштабного китайского проекта по созданию идеального маршрута, связывающего Китай с Европой.

Первые несколько лет магистраль сможет пропускать до миллиона человек и 7 миллионов тонн груза в год, второй этап позволит увеличить показатели до 2 и 20 миллионов соответственно. Что интересно, как Грузия, так и Азербайджан немало средств вложили в строительство нового транспортного узла рассчитывая на постоянный китайский доход. При этом Грузия взяла несколько кредитов у Баку на достаточно суровых условиях использования «прелестей» путепровода. Первый транш на сумму 200 миллионов долларов нефтяной фонд Азербайджана перевёл в 2008 году под 1% годовых. Второй Грузия получила в 2011 в размере 575миллионов долларов под 5% годовых. Такие скромные ставки вполне оправдывались условиями эксплуатации БТК. Тбилиси навсегда отказывается от права участия в тарифной политике грузоперевозок, оставив бразды правления в руках Баку и Анкары.

Азербайджан тоже не смог обойтись без серьёзных затрат, так как порт на Каспии оказался слишком узким для планируемых манипуляций. Баку пришлось превратить деревню Алат, расположенную в 65 километрах от столицы, в свободную торговую зону, отстроив там транспортный узел общей площадью 20 квадратных километров.

Украина, кстати тоже пыталась «вклиниться» в новый шёлковый путь, но первый блин получился комом. Киев не вложился в обещанные сроки транспортировки грузов в Китай через Каспий.

Россия же пока выигрывает у кавказских партнёров за счёт сравнительной дешевизны своих услуг транзитёра. Однако эксперты не скрывают опасений, что с развитием БТК, Москва может выпасть из «Нового шёлкового пути».

Пекин является надёжным политическим союзником Москвы, но деньги он предпочитает считать на американских рынках. Китай ограничивается сухими обещаниями насчёт участия и инвестирования в модернизацию транспортных магистралей на территории России и в то же время ищет обходные и более дешёвые пути.

Теги:Железная дорога, Россия, Шелковый путь