Спасти «Харьковского гиганта»: завод, выпускающий самолеты «Антонова», хотят вернуть из небытия

В советский период авиастроительная отрасль была одной из самых высокотехнологичных на Украине. Тысячи самолетов марки «Антонов» широко расходились во всему миру.

Некоторые СМИ продолжают писать хвалебные оды ГП «Антонову», хотя это, к сожалению, уже давно не соответствует действительности. А вот про Харьковское государственное авиационное производственное предприятие уже практически все забыли, а зря, ведь именно на нем также выпускалось большое число таких воздушных судов. Поэтому эксперты решили собрать всю основную информацию об этом канувшем в лету «гиганте» из рассказов его сотрудников и выступлений нового руководителя. Специалисты высказали своё мнение на сложное положение предприятия после 2014 года, а также пути его возможного спасения в текущее время.

Этот старый Харьковский завод был построен еще в 1926 году, и по сей день он занимает обширную территорию в 274 га недалеко от центра города. Неизвестно почему, но по сей день предприятие так и осталось нетронутым, хотя уже ни единожды было доведено до банкротства. В советский период завод занимался выпуском транспортных, пассажирских и учебно-тренировочных самолетов, а также беспилотных разведчиков и крылатых ракет Х-55 и Х-55СМ.

Вообще история этого предприятия богата множеством достижений в авиационной отрасли. Уже в 90-х годах завод сосредоточил своё внимание на самолетах Ан-74 (на базе Ан-72) – неприхотливая модель короткого взлета и посадки, преимущественно интересовавшая Минобороны и пограничников для освоения Сибири и Арктики. А после распада Союза данные самолеты попали под интерес коммерческой авиации (учитывая их невысокую стоимость), поэтому из них сделали разные модификации – деловые, санитарные, грузопассажирские и другие. Тогда-то те самые 72 и 74 модели разрабатывались под чутким руководством того самого конструктора О. Антонова и его помощников.

Источник фото: flaps.su

Уже в 2000-х годах, по инициативе Генерального директора ХГАПП А. Мялицы, была разработана новая модификация самолета Ан-74ТК—300 – с переносом двигателя под крыло с верхней части. Такое изменение повысило дальность полета и уменьшило потери самолета на выходе двигателя, а также значительно упростило обслуживание движка. В итоге разные модификации самолета Ан-74 поставлялись не только в Россию и на Украину, но и зарубежным заказчикам.

С 2010 по 2014 год ХГАПП построило пять самолетов – для пограничной службы Казахстата и туркменских ВВС, а также для ВВС Египта. Однако вскоре удача отвернулась от предприятия, и оно было признано банкротом. Причем ни власть, ни предыдущее руководство завода не делало ровным счетом ничего, чтобы эти годы хоть как-то возродить старейший завод. Плюс, до сих пор висит его долг по зарплате работникам и миллиардные долги разным структурам. 

«Харьковского гиганта» фактически бросили на произвол судьбы, несмотря на то, что производимые там ранее самолеты Ан-74 и Ан-140 имеют реально большой потенциал.

Отметим, что в 2017 году на предприятие пришел новый гендиректор вместе с командой менеджеров, которые должны решить ряд сложнейших задач по восстановлению завода. Как передавали в СМИ, у нового руководства якобы имелся специальный план для выведения ХГАПП из кризиса. Однако помимо специалистов спасением этого старейшего завода должна заняться обязательно и власть, чтобы были списаны долги и решены вопросы с выданными кредитами, которые висят на нем мертвым грузом.

Загрузка...