Вместо транзитного «перекрестка» – глухой тупик: во что превращается Украина без российских поездов

От разрыва экономических связей с Россией украинская сторона пока терпела одни убытки. Не совсем радужные перспективы ожидают Незалежную и на этот раз после потери российских поездов. Как известно, с 11 декабря все ж/д перевозки РФ были переведены в обход украинской территории. Теперь Россия не пользуется железными дорогами Незалежной, чтобы перевозить груз и пассажиров в южном направлении. Между тем, украинские власти пытаются держать хорошую мину при плохой игре, делая вид, что подобные потери для них окажутся не такими уж и страшными. Однако специалисты считают, что всё идет к тому, что скоро Незалежная навсегда может забыть о своих надеждах стать настоящей транзитной страной – этаким «перекрёстком» для транзита груза.

Напомним, что основной поток российских поездов проходил через Луганскую область довольно длительное время. Произошло это после появления границы между двумя странами, из-за которой стало неудобным дважды проходить процедуру таможенного контроля. В итоге российские составы проходили больше 30 км украинской территории без остановок, из-за чего процедура контроля на таможне не была такой сложной. Украина от этого получала свою выгоду – довольно приличный доход, который покрывал финансирование данной ж/д ветки. Подобная договоренность работала вплоть до 2014 года, однако после обретения Крымом нового статуса, на территории соседа начались слышаться недовольства. В связи с этим российским составам пришлось двигаться по региону, в котором так и звучало на каждом шагу: «не братья вы нам».

В итоге Россия стала как-то решать данную проблему, и в конце концов было принято данное решение построить новый путь в обход украинской территории. Проектирование новой дороги началось в том же году, а уже в 2015 году стартовало его строительство. В итоге удалось проложить 137 км путей, а также построить 15 платформ и 7 станций. В общей сложности этот обходной путь обошелся РФ в 56 млрд. Теперь по этому пути российские поезда смогут перевозить пассажиров со скоростью 140 км/ч, а также грузы при 90 км/ч.

Уже в конце сентября по этому пути были пущены первые грузовые поезда, которые неделями тестировали дорогу. И уже месяц назад по ней прошлись и пассажирские составы. В итоге 11 декабря на эту ветку были переведены все российские поезда, следующие в южном направлении. А Украина лишилась львиной части дохода от разрыва такого сотрудничества с РФ. Только вот местные политики пытались всеми способами показать, что такая инициатива их соседа нисколько их не расстроила. По словам того же самого украинского министра инфраструктуры Владимира Омеляна, Незалежная вообще намерена полностью разорвать все ж/д сообщения с Россией, поскольку украинский бюджет практически никак от этого не зависит.

Однако железные дороги не случайно называют кровеносной системой современного общества, и, что ни говори, разрыв такого сообщения между Украиной и Россией привел к масштабным изменениям. Известно, что каждый год РЖД платили украинской стороне за транзит грузов не меньше 200 млн долларов. (Учитывая итак страдающий бюджет Незалежной, это немалая сумма). А эти цифры отражают только прямой экономический ущерб от ухода компаний РФ.

В том числе Незалежная решилась налогов, которые российские компании платили регулярно, а также налогов от украинских контрагентов операторов РФ и украинцев, работающих на российские организации. И это только начало: эксперты пророчат, что самое интересное начнется, когда издержки от потери таких связей Украина начнет перекладывать на свои другие сферы.

Ведь известно, что монополизация рынка начинается как раз таки, когда существует нехватка поставщиков. Лишившись операторов РФ, украинская власть собственноручно запустила монополизацию ж/д перевозок. В последнее время промышленность Незалежной так и не стала производить больше продукции, поэтому прибыль увеличивать ей придется преимущественно за счет роста тарифов.

Уже 31 октября стало известно, что в скором времени тарифы на ж/д перевозки в Украине поднимутся сразу на 15%. А «Укрзализныця» вообще требовала поднятие цен сразу на 25%, против чего выступила почти тысяча местных компаний, опасаясь разорения. Однако добиться своего «Укрзализныця» всё-таки может, если подавит введение свободной тарифной сетки за использование полувагонов. Рванет по ценам вверх в этом случае аренда полувагонов. Этим серьезно обеспокоена Федерация украинских металлургов, которая считает, что свободные тарифы на аренду полувагонов приведут к ущербу в 4 млрд долларов для украинского бизнеса.

Специалисты уверены, что пострадают от всего этого и другие сферы Украины, такие как логистика, стройка и сельское хозяйство.

В настоящее время средний износ ж/д состава в Украине составляет не меньше 90%, поэтому железнодорожники просто вынуждены повышать тарифы. Долгое время итак не создавались передовые отрасли, и пришло наконец время платить по счетам. Сейчас нужно экстренно амортизировать местные локомотивы и вагоны, на что средств в украинском бюджете просто на просто нет.

Поэтому украинской мечте стать настоящим транзитным государством, в котором бы пересекались денежные и товарные потоки, видимо, не суждено сбыться. Вопреки разрыву почти всех экономических отношений с РФ Украина еще надеялась на то, что эта мечта станет реальностью. Для этого даже делалась попытка возродить Великий шёлковый путь: из Незалежной в январе 2016 года пошел товарный поезд в Китай в обход России. Этот состав должен был пройти через Грузию, а также Азербайджан и Казахстан. Причем ставка делалась на то, что Китай проявит интерес к этому маршруту, переориентировав вместо России туда свои грузы для отправки в Европу. Однако путь через Дальний Восток оказался китайской стороне всё же милее, нежели пересечение пяти государственных границ и переправы составов паромами через несколько морей. Украина такой поворот событий восприняла с неожиданностью, так как рассчитывала совсем на другой исход этого проекта. И получилось, что Киев своими руками разрушил путь к так долго лелеемой мечте, и теперь страна вместо транзитного «перекрестка» постепенно стала превращаться в глухой тупик Евразии.

Загрузка...