2020 год может стать последним в жизни легендарного украинского завода ЛАЗ
В 2020 году Львовский автобусный завод отмечает юбилей — ему исполнится уже 75 лет. Правда, круглую дату предприятие встречает не в самом лучшем состоянии, так как за годы существования независимой Украины ЛАЗ был практически уничтожен.
Львовский автобусный завод был основан в 1945 году. Под нужды нового предприятия изначально была отведена территория общей площадью 15 гектаров, которая впоследствии была увеличена до 56 гектаров. Стоит отметить, что в период существования СССР подобные заводы строили всей страной, а потому специалисты и оборудование для создания ЛАЗ были направлены во Львов с разных уголков Советского Союза.
В конце 1949 года Львовский автобусный завод начал серийное производство автомобильных фургонов, прицепов, автокранов. Более того, уже в тот период на предприятии была создана экспериментальная партия электромобилей.
К 1951 году было построено уже 10 цехов для нужд ЛАЗ. В то же время конструкторский коллектив все еще находился в процессе формирования. Тем не менее, инженеры выразили настойчивое желание разрабатывать и выпускать собственные модели автобусов, а не просто копировать автобусы ЗИС-155 московского Завода имени Сталина, как это планировалось изначально.
Советское руководство поддержало инициативу специалистов ЛАЗ и для предприятия даже закупили образцы самых современных на тот момент зарубежных автобусов марок «Мерседес», «Магирус» и «Неоплан». Инженеры тщательно изучили эти модели, провели ряд испытаний, и на основе полученной информации к концу 1955 года на ЛАЗ был сконструирован первый автобус. Уже в 1956 году были построены первые опытные модели, которые стали основой для целой серии легендарных автобусов ЛАЗ.
Отличительными чертами нового автобуса стало продольное расположение двигателя в заднем свесе кузова, а также оригинальная конструкция подвески. Кроме того, дизайн самого кузова был очень современным и новым на тот момент. Его отличительными чертами стали встроенные в радиусные скаты крыши гнутые стекла, сдвигающиеся форточки.
Предполагалось, что новый автобус, который получил название ЛАЗ-695 можно будет использовать на междугородних рейсах или для перевозки туристов. При этом в качестве обычного городского транспорта он не подходил, так как между сиденьями был слишком узкий проход, а у дверей не была предусмотрена накопительная площадка.
Зато новый ЛАЗ вполне можно было использовать по двойному назначению: в первую очередь, в качестве санитарной машины. Для этих целей нужно было всего лишь убрать в салоне сиденья. При этом для погрузки носилок с пострадавшими в передней части автобуса была предусмотрена специальная дополнительная дверца. Такой дверью были оборудованы все автобусы ЛАЗ-695, выпущенные до 1993 года.
Уже в конце 1957 году машина была усовершенствована. В частности, ЛАЗ-695 оборудовали пневмоприводом открывания дверей вместо механического, кроме того, было усилено основание кузова. Обновленные модели Львовский автобусный завод начал выпускать под маркой ЛАЗ-695Б с весны 1958 года. Интересно, что именно на автобусе этой серии первый космонавт Юрий Гагарин вместе с врачами, инструкторами и техническими специалистами прибыл 12 апреля 1961 года на стартовую площадку космодрома «Байконур». В наше время данный автобус является одним из экспонатов мемориального музея, созданного в родном городе Гагарина.
Источник фотографии: LAZ-legend.ru
В 1959 году Львовский автобусный завод приступил к выпуску туристического автобуса серии ЛАЗ-697. В 1963 году предприятие также начало создавать троллейбусы ЛАЗ-695Т, в 1964-м — пригородные автобусы типа ЛАЗ-695Е, оснащенные двигателем ЗИЛ-130.
В декабре 1968 года с конвейера ЛАЗ сошел 50-тысячный автобус. В январе 1971 года Львовский автобусный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени за высокие технико-экономические показатели и совершенствование технологии производства. В апреле 1974 года ЛАЗ выпустил свой 100-тысячный автобус, а уже в конце 1981 года — 200-тысячный.
Самым успешным годом для Львовского автобусного завода оказался 1988-й, когда он выпустил максимальное число машин — 14 646. Правда, с тех пор темпы работы предприятия начали стремительно снижаться из-за распада СССР и последующего кризиса. Так, в 1999 году ЛАЗ впервые в своей истории выпустил менее 200 автобусов. Только к 2000 году число выпускаемых машин удалось увеличить до 1000.
В 1997 году власти Украины включили Львовский автобусный завод в список предприятий, которые имеют стратегически важное значение для экономической безопасности страны. Однако уже в 2001 году государство продало свой пакет акций компании «Сил-Авто», которая была связана с российскими бизнесменами Олегом и Игорем Чуркиными.
Впрочем, приватизация не помогла спасти легендарный завод. В 2002 году ЛАЗ выпустил всего 307 автобусов. Далее этот показатель немного вырос, и в 2003 году составил 436 единиц, а в 2007 году — 707 единиц.
Стоит отметить, что специалисты Львовского автобусного завода регулярно представляли общественности новые модели автобусов, но ни одна из них так и не была запущена в серийное производство.
В 2008 году ЛАЗ выпустил свой 365-тысячный автобус, после чего попал в книгу рекордов Гиннесса, став заводом, который создал самое большое число автобусов в мире. Правда, дела предприятия от этого лучше не стали. Если в 2007 году с конвейеров ЛАЗ сошло 290 автобусов, то в 2008 году — всего 107.
В середине декабря 2008 года заводу за долги отключили электроэнергию, которой не было до начала февраля 2009 года. После этого формально ЛАЗ возобновил работу, но успехами похвастаться по-прежнему не мог.
В марте 2010 года, после того, как президентом Украины стал Виктор Янукович, правительство Незалежной подписало договор с Львовским автобусным заводом на создание 1500 автобусов и 500 троллейбусов, которые нужны были в городах, принимающих футбольный чемпионат Евро-2012. Этот заказ, сумма которого составила 3,5 миллиарда гривен, мог помочь ЛАЗу снова встать на ноги. Однако чуда не произошло, так как завод не смог построить все автобусы в обозначенные сроки.
После этого Львовский автобусный завод практически прекратил свою работу. С 2012 по 2017 год предприятие не выпустило ни одной машины. В 2018 году на ЛАЗе собрали 7 автобусов из остатков комплектующих, а в 2019 году и вовсе только 2. На данный момент руководство предприятия задолжало работникам по зарплате 10 миллионов гривен. Сотрудники завода в начале февраля 2020 года даже подписали петицию с требованием выплатить им деньги, но когда это будет сделано теперь сказать сложно.
По мнению экспертов, маловероятно, что найдутся инвесторы, которые захотят возродить Львовский автобусный завод, так что, скорее всего, судьба легендарного ЛАЗа уже предрешена.
Источник заглавной фотографии: LAZ-legend.ru
Автор материала: Дмитрий Грушевский