70 лет славы в прошлом: кинувший Россию украинский «Антонов» так и не встал на крыло

Почти год назад украинское авиастроительное предприятие «Антонов» подписало контракт с компанией Aviall (подразделение Boeing). Предполагалось, что в год авиазавод будет выпускать 8 самолетов, первые три из которых должны были быть построены уже к концу 2018 года. Однако эти планы не удалось реализовать по разным причинам.

Разберемся, что не так с легендарным советским, а ныне украинским предприятием, которое ранее выпускало такие гиганты самолетостроения, как Ан-124 «Руслан», построил самый большой самолет в мире Ан-225 «Мрiя» («Мечта»), а также ряд менее крупных, но столь нужных стране самолетов.

Говорить об истории предприятия мы сегодня не станем – это займет слишком много времени, поговорим лишь о постсоветской истории завода и его сегодняшнем дне. Сразу после развала СССР на «Антонове» прекратили выпуск «Русланов», собственно, как и в России. Ни на Украине, ни в России до сих пор так и не смогли наладить хотя бы штучный выпуск этих летающих тяжеловозов.

Итак, недавно, в канун 70-летия «Антонова», на завод пригласили украинских журналистов. В ангарах и цехах им предстала не самая радужная картина: недостроенные фюзеляжи нескольких самолетов Ан-148 и Ан-158, а также летный экземпляр «Руслана», который находится там на модернизации.

Источник фото: cfts.org.ua

Интересный момент: ранее все украинские самолеты, что худо-бедно выпускал или модернизировал завод, проходили сертификацию в России, в Авиационном регистре Межгосударственного авиационного комитета. Нынешние отношения двух стран не позволяют теперь этого делать, даже если бы на предприятии выпускались новые самолеты.

Где-то в Европе «Антонову» тоже не дадут сертификат, так как Украина не входит в Евросоюз. Америка также не станет связываться с непонятной продукцией (которой нет). Это еще одна из причин того, что легендарный авиазавод ничего больше не может выпускать и даже модернизировать толком, за исключением единичных случаев ремонта уже выпущенных самолетов.

Этот «Руслан», о котором мы уже упомянули выше, после модернизации можно попытаться сертифицировать в Госавиаслужбе Украины, но пустят ли другие страны его в свое воздушное пространство – большой вопрос…

Также журналистам показали недостроенный Ан-225 «Мрiя», на достройку которого сейчас требуется около 500 млн. долларов. Справедливости ради, отметим, что проект «Мечта» был свернут еще во времена «позднего СССР». Да такой гигант (грузоподъемность 250 т.) и не нужен был никому (как и сейчас: под него просто нет заказчиков и гражданской инфраструктуры), он создавался исключительно для советской программы многоразовых космических челноков «Буран».

Источник фото: president.gov.ua

Не будет будущего и у Ан-148 и Ан-158, что также стоят недостроенными: кому нужны единичные машины, под которые нет ремонтной и обслуживающей базы в Европе, США, на Ближнем Востоке? Только серийное производство, но нищая Украина не может себе этого позволить, а частным инвесторам это не интересно. Тем более,что 60% комплектующих к этим самолетам производилось в России…

Был у «Антонова» еще один крупный проект с Саудовской Аравией по постройке там авиазавода по выпуску для саудитов самолета Ан-132. Предполагалось, что совместное предприятие будет максимально выпускать аж 90 машин в год. Дальше можно не продолжать: проект заморозили и во всем обвинили Россию с ее давлением на Саудовскую Аравию.

Самое поразительное для столь серьезного дела как авиастроение, что все те заявления о новых «проектах», что звучали из уст руководства «Антонова» все эти годы, делались без упоминания конкретных заказчиков… Попахивает банальным «распилом» средств под эти проекты.

Будем заканчивать. Сегодня легендарный «Антонов» существует лишь за счет поддержания летной годности ранее выпущенных самолетов. Предприятие катастрофически теряет кадры: если раньше туда просто нереально было устроиться, то теперь заводу не хватает более 1000 инженеров и техников, и люди продолжают увольняться.