Как компьютерные игры развивают навыки, необходимые в изменчивой реальности
В 1981 году итальянский бизнесмен, владевший складскими площадями в Туквиле (США), устроил своему арендатору бизнесмену Минору Аракаве взбучку за просрочку арендной платы. Высказав свои претензии, итальянец всё же согласился отсрочить платеж. Впоследствии Минору Аракава стал владельцем известной всему миру компании Nintendo of America и назвал персонажа новой компьютерной игры в честь своего арендодателя – Марио.
Сегодня серия игр про Марио знакома практически каждому геймеру, а таких немало. По данным Mediascope, в России почти 70 % жителей время от времени играют в компьютерные игры.
Почему бизнес «схватился за игрушки»
По данным Яндекс.Аналитики, средний возраст современного геймера в России – 36 лет. В качестве целей игры участники опроса называют развлечение, возможность избавиться от скуки, отвлечься от проблем, скоротать время или пообщаться.
В способности компьютерных игр помогать расслабиться и при этом вовлекать в процесс скрыт большой потенциал. Поэтому бизнес активно внедряет технологии, позволяющие выстраивать доверительные отношения с аудиторией, просто и доступно объяснять сложные понятия. Например, производитель кормов для животных Pedigree создал игровой приют на платформе Decentraland, чтобы помочь питомцам найти дом в реальном мире. Центральный Банк России выпустил игру «Экономикум», позволяющую в интересной и доступной форме разобраться в сложных понятиях.
Развитие полезных навыков через онлайн-игры
По данным ВЦИОМ, 58 % наших сограждан убеждены, что компьютерные игры наносят вред: пожирают время, «отупляют», учат агрессии, стирают грань между реальностью и виртуальным миром. Однако разные эксперты говорят, что игры могут стать тренажером, развивающим навыки, необходимые в нашей непростой и переменчивой реальности.
О том, что компьютерные игры улучшают когнитивные способности, одной из первых заговорила французский нейробиолог, профессор факультета психологии и педагогики Женевского университета Дафна Бавельер. Проведя несколько исследований, специалист заметила, что у игроков, предпочитающих жанры экшен, стратегии, шутер, скорость реакции повышалась, особенно в стрессовых ситуациях. Такие игроки становились многозадачнее, так как на фоне динамично развивающейся игры умели концентрироваться на интересующих их объектах.
Основатель Института Адаптивного Интеллекта, кандидат психологических наук, Валерий Гут отмечает, что компьютерные игры развивают адаптивный интеллект (AQ). «Во время компьютерной игры игроки не видят конечного образа результата, – пишет эксперт в статье на PARENTS.RU. – В зависимости от выбранной стратегии, аватара, набора ресурсов геймер может приходить к конечной цели разными путями. Например, в сюжетно-ролевых играх вроде World of Warcraft или Pokémon игрок должен осваивать разные способы поведения и эмоционального реагирования, переключаясь между различными персонажами, которые обладают уникальными преимуществами и недостатками. Также во многих играх могут меняться правила, что приучает не зацикливаться на своих прошлых стратегиях».
Геймеры учатся конкурировать, пробовать разные стратегии и роли, добиваться успеха. При этом неудача в игре воспринимается менее болезненно и вдохновляет на новые попытки достичь результата.
Сама по себе игра – это лишь набор цифровых кодов. Использовать ее для того, чтобы спрятаться от жизни, или для того, чтобы сделать эту жизнь более комфортной и успешной, решать только нам.