Ушли в другие страны: почему зарубежные «автогиганты» отказались открывать свои заводы на Украине
Украинский автопром, несмотря на все свои старания, так и не смог взыскать на международном рынке хоть какой-либо популярности. В связи с этим местные эксперты задались вопросом, почему же в страну так не спешит инвестор?
Как известно, наиболее крупным и известным зарубежным инвестпроектом последних лет в украинском автопроме было совместное предприятие с Кореей — «АвтоЗАЗ-Daewoo». Однако на этом всё и кончается, хотя ранее в страну приезжало немало заинтересованных в выпуске машин иностранных компаний.
Как передает Ассоциация «Укравтопром», в последнее время было много переговоров с десятком зарубежных автопроизводителей. На Украине подумывали открыть свои предприятия якобы такие известные марки, как Mercedes-Benz, Ford, Renault, Citroen и другие.
Однако все эти предложения ушли в другие государства с хорошим инвестиционным климатом а также четкой позицией властей в данной отрасли. К примеру, речь идет про недавнюю инициативу Geely о заключении соглашения с Беларусью по поводу строительства автозавода. Эксперты говорят о том, что такое предприятие с тем же успехом могли возвести на Украине, поскольку эта корпорация долгое время собирала машины в Кременчуге. И также в прошлом году во многих масс-медиа появлялись новости о скором приезде французов на автозавод в Запорожье. Гостям из Франции должны были показать само предприятие и вспомогательные производства.
Источник фото: brn.net.ru
Известно, что подобные фирмы на «ЗАЗ» приезжали уже не в первый раз. Ранее предприятие осматривали представители Daimler. Киев пытался любыми путями найти партнеров для «ЗАЗа», чтобы обеспечить себя покупателем на все предприятия. Однако это далеко не один завод в стране, который поставили на продажу. Также долгое время, но безуспешно, не могли продать и черкасское предприятие «Богдан» (мощностью 120 тысяч машин). И если раньше там совместно с китайской стороной выпускались JAC, то в конце концов данное производство было свернуто по инициативе китайцев.
Также свой визит на «ЗАЗ» делали представители PSA, Hyundai-Kia и Renault-Nissan, однако все эти встречи закончились безрезультатно. В связи с этим эксперты задаются вопросам, почему же зарубежные «автогиганты» не хотят вкладываться в украинский автопром?
Ранее надежда «ЗАЗ» в этом плане всё-таки падала на соглашение об Ассоциации с ЕС, благодаря которому предприятие могло бы наладить выпуск машин для европейского рынка. Как раз такую перспективу пытались продемонстрировать мировым «автогигантам» главные украинские менеджеры «УкрАвто». Только на деле опять получилась игра в одни ворота. Это объясняется тем, что мировые лидеры по регулированию авторынка США и ЕС (c самым развитым автопромом) просто не допустят в своих владениях инородных производителей, несмотря ни на какие соглашения. Это можно доказать на примере с Китаем, который при всех своих возможностях так и не смог пробиться напрямую на данный рынок.
В итоге даже зона свободной торговли с ЕС для Украины стала настоящей ловушкой для местного автопрома, так как украинские власти после данного соглашения лишись возможности защищать свой рынок и отечественного производителя. Поэтому все те «гиганты», которые не хотели инвестировать в украинский автопром, думали лишь о выгодной продаже на данном рынке своих моделей машин. Связано это как с отсутствием в стране инвестиционных условий, так и защиты рынка. В том числе из-за этих причин еще четыре года назад на «ЗАЗе» было закрыто два инвестпроекта по открытию производства новых автомобилей.
Источник фото: kolesa.ru
Также, но с некоторыми другими нюансами, развивались взаимоотношения украинской корпорации с китайским партнером Chery, который долгое время оставался выгодным для Киева. Благодаря именно этому бренду Украина раньше получала для своей сети на рынках СНГ машину с нулевой пошлиной, поскольку данный продукт был произведен на территории Украины. Большую часть продукции делали именно для рынка СНГ и, в первую очередь, для России. Только вот РФ вскоре вытеснила машины Незалежной со своего рынка с помощью утилизационного сбора, что в конце концов вместе со сложными отношениями двух стран привело к полной остановке поставок.
В итоге из-за серьезной налоговой нагрузки и сокращающегося внутреннего рынка Киева, для Chery такое партнерство перестало быть выгодным. Ведь чтобы оставаться в прибыли, «ЗАЗ» должен был выпускать около 150 тысяч таких машин в год, что вдвое превысило объем местного рынка новых авто в прошлом году. (В 2017 году страна продала чуть больше 82 тысяч новых машин). Именно поэтому китайская сторона и посчитала такое сотрудничество с Украиной невыгодным.
Эксперты уверены, что для новых инвестиций в Незалежную нужна не только политическая стабильность, но и хороший инвестиционный климат, налогообложение и кредитные ресурсы. Поэтому все инвесторы, которые сейчас интересуются Украиной, так и не берутся за совместное производство моделей машин.