Не доставайтесь же вы никому: Россия уводит Белоруссию из портов Прибалтики
Россия и Белоруссия стали на шаг ближе к решению затянувшейся проблемы — переориентировки белорусских товаров, идущих в Европу, с латвийских портов на российские. Москва уже давно озвучила свою официальную позицию по этому вопросу, однако Минску выгоднее использовать более дешевые порты прибалтов, из-за чего и начались разногласия. В итоге эту тему решили обсудить на полях саммита СНГ в Сочи, в связи с чем все точки над «i» могут быть расставлены уже в ближайшее время.
Позиция России по этому вопросу вполне логична: загрузить российскую инфраструктуру грузом из Белоруссии планируют исходя из вопроса использования российской нефти (единственное «черное золото», перерабатывающееся на белорусских НПЗ). Для должной конкуренции с латвийскими портами в ценовой политики руководство РЖД предоставило на перевозку нефтепродуктов Белоруссии 50% скидку. Однако, несмотря на уступки, страна до сих пор выбирает. Лукашенко привлекает не только выгодно низкая цена, но и более быстрая процедура таможенной чистки прибалтийского партнера. Кроме того, расстояние до российских портов на 200-250 км длиннее. Несмотря на это Минск готов игнорировать и временные затраты, и километры, лишь бы Россия предоставила экономически более выгодные условия. Однако здесь камнем преткновения стало еще и намечающееся партнерство с Китаем, на которое претендуют две страны сразу: как Россия, так и Белоруссия не прочь встроить логистические системы под новый «Шелковый путь» и подзаработать на транзите.
Прибалтийская сторона не теряет возможности внести в этот спор свою лепту. Как известно, к 2018 году Россия настроена полностью отказаться от портов Прибалтики, переориентировав грузы на свои собственные. Плюсом к потере российского транзита, прибалты не желают отказываться от партнерства с Белоруссией, что окончательно добьет их экономику. Именно поэтому Балтия готова и дальше снижать цены. Как бы то ни было, эксперты пророчат этому спору скорое разрешение. И, скорее всего, учитывая зависимость Белоруссии от кредитов, ее выбор падет на российскую логистическую систему.