План Лукашенко построить новый белорусский нефтепровод бессмысленен
Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков прокомментировал новость о том, что Белоруссия по распоряжению президента Александра Лукашенко собирается построить магистральный нефтепровод «Гомель — Горки». На данную тему эксперт высказался в интервью информационно-аналитическому порталу RuBaltic.Ru.
По мнению руководства Республики Беларусь, новый трубопровод поможет стране диверсифицировать поставки нефти в 2020–2023 годах. Однако Игорь Юшков считает, что этот проект не станет выгодным для Белоруссии, а скорее, наоборот, принесет ей лишь дополнительные убытки.
Аналитик отмечает, что Минск в любом случае не планирует отказываться от приобретения российской нефти, а это значит, что у него будут весьма ограниченные возможности в плане переработки и дальнейших поставок.
Нефтепровод «Гомель – Горки» должен связать между собой два не нефтеперерабатывающих завода Белоруссии: Новополоцкий НПЗ «Нафтан» и Мозырский НПЗ. Однако, по словам Игоря Юшкова, поставлять всю нефть только на одно предприятие было бы выгодно лишь в том случае, когда успешен только один экспортный маршрут, а все остальные не приносят дохода.
Например, если бы РБ получала большие объемы топлива по нефтепроводу «Одесса — Броды», то могла бы загружать Мозырский НПЗ, и это было бы выгоднее, чем покупать российскую нефть. В таком случае, действительно, был бы смысл соединить два белорусский нефтеперерабатывающих завода одним трубопроводом.
Однако в случае с Белоруссией все совсем иначе. Как отмечает эксперт, в обоих направлениях ситуация обстоит не слишком удачно, поэтому связывать напрямую два НПЗ нет никакого смысла.
Игорь Юшков считает, что в сложившихся обстоятельствах в рамках долгосрочной стратегии для Республики Беларусь было бы более выгодно договориться с Латвией и возобновить работу нефтепровода «Дружба». Либо, в качестве второго варианта, увеличить объем прокачки топлива через имеющийся трубопровод «Одесса – Броды». Однако, как отмечает аналитик, если РБ нарастит импорт топлива из других стран, не из России, рентабельность нефтепереработки значительно снизится, а ведь Минск привык зарабатывать именно на продаже нефтепродуктов.
Кроме того, эксперт напомнил, что в странах Европы есть и свои НПЗ, которые тоже покупают нефть на мировом рынке, а затем поставляют нефтепродукты на европейский рынок. Таким образом, Белоруссия вполне может проиграть в конкурентной борьбе за покупателей в ЕС.
По мнению Юшкова, Республика Беларусь могла бы активнее продавать нефтепродукты в соседнюю Украину, так как там фактически не осталось работающих нефтеперерабатывающих заводов.
Источник заглавной фотографии: naviny.by
Автор материала: Александр Котляров
Автор материала: Антон Калиткин