Украине пророчат фиаско в споре с Россией за Азовское море
На Украине уверены, что Россия ведет с Незалежной скрытую борьбу в Керченском проливе под предлогом защиты Крымского моста. Журналист Иван Киричевский считает, что Киев должен бороться за Азов, но готовы ли к этому власти – пока не ясно.
По словам автора, Россия уже третий год останавливает суда, которые идут в украинские порты, расположенные на Азовском море. Из-за этого экономика региона терпит убытки, однако президент Владимир Зеленский все равно опасается идти на прямое противостояние с РФ.
Тем не менее, Украина все еще надеется выиграть дела по искам, поданным в международные суда из-за того, что Россия в ноябре 2018 года задержала суда Незалежной за незаконное пересечение границы.
В то же время Государственное бюро расследований Украины еще в мае 2019 года открыло дело в отношении бывшего президента Петра Порошенко, которого обвиняют в государственной измене за то, что именно он в ноябре 2018 года послал суда в Азовское море для утверждения государственного суверенитета, спровоцировав конфликт с Россией.
Правда, как отмечает журналист Иван Киричевский, добившись уголовного наказания для своего предшественника, нынешний глава Незалежной Владимир Зеленский создаст прецедент, на основании которого его самого в дальнейшем тоже смогут осудить за недальновидные решения, принятые на посту президента.
Зеленский намерен усилить позиции Украины в Азовском море. В частности, для этого в Бердянске планируется создать военно-морскую базу, с помощью которой Киев рассчитывает обеспечить свободу судоходства в регионе.
По мнению журналиста, создание военной базы в Бердянске нужно для того, чтобы отвлечь внимание РФ от Мариуполя, который сейчас одновременно является промышленным, логистическим и военным центром Приазовья. Однако автор признает, что для защиты судоходства этого все равно недостаточно, так как большая часть коммерческих судов в любом случае идет именно в Мариуполь.
Тем не менее, Киричевский считает, что это действительно необходимо, так как Россия якобы ведет войну с Украиной в Азове. Правда, делает это не напрямую, то есть без помощи оружия, ракет, торпед и прочего. Вместо этого РФ под предлогом защиты своих границ и Крымского моста, по мнению украинской стороны, намеренно препятствует развитию судоходства и портов Незалежной.
В первую очередь Киев недоволен тем, что теперь, после появления моста через Керченский пролив, в их порты на Азове могут лишь суда с осадкой до 7 метров и тоннажем до 30 тысяч тонн. В то же время украинские порты, расположенные на Черном море, принимают суда с осадкой до 14 метров и с тоннажем даже более 50 тысяч тонн. Кроме того, корабли, идущие на Украину, фактически не могут пройти Керченский пролив без разрешения РФ. При этом российские сотрудники ФСБ регулярно досматривают иностранные и украинские суда в рамках антитеррористических мероприятий.
Более того, Незалежная возмущена тем, что предсказать срок таких остановок и досмотров практически невозможно. Суда вполне могут задерживать как на несколько часов, так и на несколько суток. Как утверждает Киев, по этой причине экспортеры теряют примерно 50 млн долларов в год.
По оценкам Украины, за последние пять лет грузооборот порта в Мариуполе снизился с 13 млн тонн до 6 млн тонн в год, а порта в Бердянске – с 6 млн тонн до 2 млн тонн в год. Впрочем, в 2019 году объемы перевалки грузов в обоих портах выросли по сравнению с 2018 годом, и в Незалежной это считают хорошим знаком. Более того, в первом квартале 2020 года грузооборот порта «Мариуполь» вырос сразу на 133% – до 2,12 млн тонн, а порта «Бердянск» на 206% – до 750 тысяч тонн.
Кроме того, в целом суда стали чаще заходить в украинские порты, расположенные на Азове. Так, в апреле прошлого года Мариуполь принял 36 судов, а Бердянск – 14 судов. В апреле нынешнего года эти показатели выросли до 63 и 35 судов соответственно.
Тем не менее, в Киеве считают, что радоваться в любом случае пока рано, так как Россия все равно продолжает задерживать суда в Керченском проливе. Как отмечает журналист Иван Киричевский, это связано не только с политическим, но и с экономическим противостоянием двух стран. По его мнению, РФ намеренно мешает Украине, чтобы российские суда имели возможность быстрее доставлять грузы на мировой рынок, и в первую очередь речь идет о пшенице и других видах зерновых.
Как известно, еще в августе 2019 года правительство РФ утвердило «Стратегия развития зернового комплекса до 2035 года», в соответствии с которой уже к 2024 году Россия планирует увеличить экспорт зерна до 54,6 млн тонн, а его стоимость – до 11,4 млрд долларов. Киричевский уверен, что такие планы Москвы означают, что она твердо намерена вытеснить Украину с мирового рынка зерновых. Особенно, в условиях падения цен на нефть.
При этом, по мнению журналиста, большой проблемой Незалежной является то, что у Владимира Зеленского и его команды все еще нет продуманной концепции по развитию Приазовья. Например, еще в 2019 году должна была начаться модернизация железной дороги «Запорожье-Мариуполь» и электрификация одного из ее участков, так как без этого просто невозможно развивать грузоперевозки в регионе. Однако к этому масштабному инфраструктурному проекту, который готовил еще прошлый премьер-министр Владимир Гройсман, так до сих пор и не приступили. Более того, новый министр инфраструктуры Владислав Криклий уже заявил, что Украина планирует передать порты Мариуполя и Бердянска в концессию, видимо, рассчитывая, что частные инвесторы смогут самостоятельно увеличить грузооборот в гаванях.
Автор материала: Юлия Короткова