Украина намерена возродить речные грузоперевозки, но за чужой счет
Украинское предприятие “Укрводпуть” и китайская государственная компания China Railway в середине июля 2020 года подписали соглашение, в рамках которого планируют совместно развивать внутренние водные пути Незалежной на Днестре, Днепре и Дунае. Предполагается, что это может упростить и дополнительно активизировать торговлю между двумя странами. При этом Министерство инфраструктуры Украины так же рассчитывает на помощь КНР в строительстве большой кольцевой дороги вокруг Киева, обхода Кременчуга с мостом через Днепр и трассы Одесса-Николаев-Херсон.
Согласно данным, полученным по итогам первого квартала 2020 года, главным торговым партнером Незалежной снова стал Китай. За этот период из Украины было вывезено в КНР товаров на 1,78 миллиарда долларов, а импортировано — на 2,4 миллиарда долларов. Такое активное сотрудничество с коммунистическим Китаем может показаться странным, ведь на территории самой Незалежной проходит массовая декоммунизация, а за положительные упоминания коммунизма можно получить даже уголовное наказание.
Впрочем, в вопросах торговли Украина принципиальностью явно не отличается, ведь она поддерживает импорт и экспорт товаров даже с Россией, которую официально считает “страной-агрессором”. Так, за первый квартал нынешнего года Незалежная продала в РФ товаров на 889 миллионов долларов, а купила – на 1,56 миллиарда долларов.
На основе имеющихся данных можно легко сделать вывод, что Украина потребляет больше, чем производит. Из-за этого денег в бюджете страны все время не хватает, а нивелировать разрыв удается лишь благодаря постоянным западным кредитам и девальвации национальной валюты. В свою очередь, это приводит к снижению покупательской способности гривны и сокращению потребления и доходов граждан.
Отмечается, что в другие страны Украина продает в основном металлы и сельскохозяйственную продукцию. Например, в прошлом году Незалежная активнее всего экспортировала пшеницу, подсолнечное масло, сою, кукурузу, рапс, железную руду, провода, кабели, плоский прокат, концентраты и полуфабрикаты из углеродистой стали. То есть, в основном покупают у Украины именно сырье, при этом самыми активными импортерами являются Китай, Россия, Польша, Германия, Италия, Венгрия, Египет, Индия и Нидерланды.
В то же время в саму Незалежную больше всего импортных продуктов – 11,5% – идет из России. Помимо этого довольно активно страна закупает товары у Китая и стран Евросоюза. При этом если продает Украина в основном сырье, то покупает, наоборот, высокотехнологичные товары.
Развитием водных путей Киев решил тоже заняться в первую очередь для того, чтобы создать дополнительные пути для поставок товаров из Китая или наоборот. Еще весной в Верховную Раду был внесен законопроект №1182-1-д о внутреннем водном транспорте, который должен разрешить допуск в украинские воды судов под иностранным флагом (за исключением российского). В прошлую сессию принят закон не был, однако он остается в числе приоритетных и будет рассмотрен уже в ближайшее время. Предполагается, что это также поможет решить вопрос с нехваткой судов класса “река-море”, благодаря чему и увеличатся речные грузоперевозки.
Как известно, на данный момент большую часть грузов, около 60%, на Украине перевозят по железным дорогам. Однако проблема заключается в том, что ж/д полотно и составы сильно изношены, а денег на их ремонт и обновление у Киева не хватает. В итоге железнодорожные перевозки в Незалежной тоже постепенно сокращаются, так как для их осуществления зачастую нет технической возможности.
Так, в 2019 году объем грузоперевозок на Украине упал на 2,6%, при этом уже в первом квартале 2020 года перевозки зерна, например, снизились на 18,8%. В июне нынешнего года транзит зерновых по железной дороге и вовсе упал на 48,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В то же время на Украине растет число речных перевозок: за счет транспортировки зерна и руды они увеличились на 36,9% в этом году. Например, в январе-феврале нынешнего года до Днепру было перевезено в 6,2 раза больше товаров, чем в этот же период прошлого года. Растет в Незалежной и перевозка металлов речным путем.
О необходимости задействовать в международных грузоперевозках именно речной транспорт на Украине активно заговорили еще в 2014 году. Правда, на несколько лет об этой теме вновь подзабыли, но в прошлом году все-таки решили, что пора всерьез за нее взяться.
Правда, для того, чтобы возобновить речные грузоперевозки в желаемых масштабах Киеву придется вложить немало денег. На данный момент на украинских реках не хватает навигационного и кранового оборудования, устарели шлюзы, в некоторых местах глубина недостаточна для прохождения судов, да и самих кораблей для осуществления грузоперевозок тоже мало, и они устарели. В Незалежной рассчитывают, что Китай поможет решить эти проблемы с помощью финансовых вливаний.
Основания рассчитывать на щедрость партнеров из КНР у Украины действительно есть, ведь Китай заинтересован в импорте продовольствия из Незалежной. В то же время сами украинские власти явно дают понять, что обеспечение недорогим продовольствием собственных граждан не является для них первостепенной задачей. Это подтверждается тем, что значительную часть зерновых и прочего сельскохозяйственного сырья Украина отправляет на экспорт, а украинцы потом вынуждены покупать импортные продукты по высоким ценам за за искусственно девальвированную гривну.
Стоит отметить, что Европа тоже готова оказать содействие Незалежной в восстановлении речных грузоперевозок. Так, недавно Европейский банк реконструкции и развития выделил на строительство дополнительного речного транспорта 27 миллионов долларов. Деньги пойдут компании “Нибулон”, у которой уже есть 77 грузовых судов.
В то же время государственное Украинское Дунайское пароходство (УДП) не получает поддержки не только от иностранцев, но и от Киева. А ведь предприятие оказалось в очень сложной ситуации: 32 его баржи, стоимость которых составляла 5 миллионов евро, просто украли. Более того, Минюст заморозил деньги компании, так что теперь УДП не может выплатить зарплаты и налоги, и в целом оказалось на грани банкротства. Впрочем, китайские бизнесмены уже заявили о своей готовности приобрести почти разорившееся украинское госпредприятие.
Автор материала: Антон Громов