Вернет ли Лукашенко штурмовики НАТО, оказавшиеся в Белоруссии
В Генеральном штабе болгарских вооружённых сил растёт паника из-за того, что восемь штурмовиков местных ВВС находятся сейчас в Белоруссии, а Лукашенко намерен закрыть границы с ЕС из-за массовых протестов. Фактически эти самолёты оказались в заложниках. А это, на минуточку – четвёртая часть всей боевой авиации Болгарии.
В этой сверхъестественной на первый взгляд ситуации на самом деле нет ничего необычного. Речь идёт о советских штурмовиках Су-25УБ и Су-25К, оставшихся на вооружении болгарских ВС после того как Болгария вышла из Варшавского договора. США и ЕС не торопятся перевооружать местных военных и поставлять свою технику. Во-первых, София некредитоспособна, а во-вторых, зачем разбрасываться хорошей техников не выработав весь ресурс. Тем более ремонтировать её и пополнять новыми комплектующими всегда можно на заводах бывших республик СССР. Вот так советские «Сушки» встали на вооружение НАТО.
Ещё два года назад София договорилась с Минском о ремонте своей техники. Контракт на общую сумму в 73 миллиона евро заключили с 558 профильным заводом в Барановичах. Буквально перед самой отправкой восьми штурмовиков ЕС ввёл против Белоруссии санкции. София оказалась в очень неприятной ситуации. Уже заключённый контракт завис в воздухе. ВВС Болгарии остались без четверти боевых машин. Пришлось изворачиваться. Болгарский парламент оперативно внёс в законодательство страны правки, позволяющие временно отправить штурмовики на ремонт в Барановичи. Транспортировали машины белорусские грузовые Ил-76 ТД.
Ремонт «Сушек» начался, но тут в Минске заварилась серьёзная каша, Лукашенко обиделся на НАТО и европейских партнёров, обвиняя их в организации протестов. Болгарские военные небезосновательно испугались, что Минск воспользуется ситуацией и «возьмёт самолёты в заложники». В таком случае Болгария лишиться ударных штурмовиков. То есть ВВС не на чем будет летать. Заменить эти машины нечем. Заокеанские партнёры по НАТО обещают поставить свои старенькие F-16 только через пару лет. А боеспособность ВС Болгарии под вопросом уже сейчас.
Непростую ситуацию с натовскими самолётами в беседе с журналистами прокомментировал глава Центра стратегий и технологий Руслан Пухов, отметив, что так называемая многовекторность Минска проявлялась порой в самых причудливых формах. Белорусские предприятия часто ремонтировали самолёты Польши, несмотря на антироссийскую политику Варшавы. Белоруссия даже продавала запчасти советских машин американцам, создавших не так давно специальное подразделение для изучения техники СССР. Лукашенко в последнее время частенько метался между Востоком и Западом. Ещё недавно ЕС устраивала такая многовекторность. Теперь же она затронула европейцев в неприятном ключе.
Пухов отметил, что Минск вряд ли сорвёт уже подписанный и оплаченный контракт. С другой стороны Лукашенко славится своей вспыльчивостью, импульсивностью и непостоянством. Поэтому его правительство может в любой момент заблокировать отгрузку штурмовиков НАТО. Эксперт уверен, что до настоящего, вооружённого конфликта стороны вряд ли дойдут. Но потрепать нервы Софии Лукашенко вполне способен, что он и сделает в самый неподходящий для НАТО момент.
Источник фото: twitter.com
Автор материала: Дмитрий Грушевский