Белоруссия рискует потерять многое в случае разрыва связей с Россией

20 сентября, 5:16

Отношения России и Белоруссии могут вновь ухудшиться из-за напряженной обстановки между государствами.

Для начала стоит напомнить, что именно Белоруссия получила наибольшую выгоду из-за конфликта России и Украины. В первую очередь Республика Беларусь стала главным транзитным пунктом между РФ и Незалежной, так как прямое авиасообщение между двумя странами было остановлено еще в 2014 году, но вот пассажиропоток между ними сократился незначительно, ведь россияне и украинцы по-прежнему ездят друг к другу в гости или по работе. Соответственно, РБ извлекла существенную прибыль за счет авиаперевозок в Россию и на Украину.

Также в основном через Республику Беларусь в РФ идут “серые” товары из Незалежной и Евросоюза, которые нельзя ввести напрямую. Как известно, вскоре после Майдана Киев разорвал политические и экономические связи с Москвой. В частности, было расторгнуто соглашение о зоне свободной торговли, которое ранее давало возможность беспошлинно ввозить товары на российскую территорию. Кроме того, Украина ввела запрет на ввоз ряда товаров из России. Через какое-то время ответные меры приняла и Москва.

Помимо этого РФ в 2014 году в ответ на санкции со стороны ЕС ввела продуктовое эмбарго на ряд европейских продуктов. Для многих европейских и украинских производителей такое развитие событий стало серьезным ударом, так как российский рынок сбыта был для них одним из крупнейших.

В результате некоторые компании стали тайно переправлять свои товары из Украины и Европы в Россию через Белоруссию, что неоднократно было зафиксировано соответствующими ведомствами. Можно сказать, что контрабанда иностранных товаров фактически стала важным элементом экономики РБ.

Для Украины Белоруссия тоже стала одним из пяти крупнейших партнеров в сфере экономики, и товарооборот двух стран держится на весьма высоком уровне. Более того, с 2016 года уровень товарооборота ежегодно растет примерно на 16-20%. Это особенно важно для Незалежной, ведь уровень экспорта ее товаров в Евросоюз до сих пор не слишком велик.

В 2019 году Республика Беларусь экспортировала в основном нефтепродукты, газ, удобрения, каменный уголь, грузовые автомобили, тракторы и тягачи. В то же время из Украины РБ импортировала грузовые железнодорожные вагоны, прокат плоский из нелегированной стали горячекатаный, полимеры этилена, кукурузу, соевые бобы, хлебобулочные изделия, говядину и некоторые другие товары.

Эпидемия коронавируса, разумеется, негативно сказалась на товарообороте двух стран. За первые пять месяцев 2020 года товарооборот Белоруссии и Незалежной составил 1 млрд 675 млн долларов, что оказалось на 22,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Важно отметить, что украинские промышленные и коммунальные предприятия имеют возможность покупать на льготных условиях технику и различную продукцию белорусского производства. Также на Украине работает девять сборочных производств белорусской техники, например, тракторов, троллейбусов, лифтового оборудования и прочего. В то же время в Незалежной есть целые дилерские сети таких заводов Белоруссии, как МАЗ, БелАЗ, МТЗ и Атлант. В свою очередь, в Республике Беларусь работает почти 300 компаний, созданных с участием украинского капитала.

Сотрудничают две страны и в военно-технической отрасли. Например, при создании некоторых ракетных комплексов используются белорусские шасси. Одно время Украина и Белоруссия даже пытались вместе строить военные самолеты. Впрочем, в последние годы в этой сфере страны сократили взаимодействие до минимума, так как Минску было важно сохранять нейтралитет в переговорах по Донбассу.

Стоит отметить, что Республика Беларусь увеличила и экспорт дизельного топлива на Украину после того, как Россия ввела запрет на его продажу в Незалежную. При этом сначала РБ просто переправляла на Украину российское топливо, переоформленное на себя. Однако позже Мозырский НПЗ специально увеличил производство дизеля, чтобы поставлять его в Незалежную.

Правда, в 2020 году из-за эпидемии коронавируса экспорт белорусского дизельного топлива вновь пошел на спад, так как до конца провести модернизацию нефтеперерабатывающих предприятий так и не удалось. В итоге Минск вновь был вынужден переправлять на Украину топливо из России. Тем не менее, именно Белоруссия по-прежнему остается главным поставщиком для Незалежной – на ее долю приходится 34% от общего объема украинского топливного рынка.

Кроме того, в начале 2020 года на фоне споров с Россией о цене на нефть, Республика Беларусь начала импортировать через Украину нефть из других стран, в частности, из Азербайджана. При этом в последний раз до этого трубопровод “Южный-Броды-Мозырь”, по которому шло топливо, использовался еще в 2011 году.

Несмотря на активное сотрудничество с Украиной, Белоруссия все еще остается одним из главных партнеров России. Отчасти это обеспечивается тем, что Республика Беларусь является частью Единого союзного государства и членом Евразийского союза. Благодаря этому у РФ и РБ есть единое таможенное пространство и практически отсутствуют таможенные границы.

Однако если Россия заставит исключить Белоруссию из этих организаций, или РБ уйдет из них сама, то между странами будут вновь установлены таможенные границы и введены различные пошлины. А такое может произойти именно в результате ухудшения отношений Минска и Москвы. При этом очевидно, что в такой ситуации Республика Беларусь потеряет гораздо больше, чем РФ. Например, она лишится возможности поставлять в Россию санкционные товары под видом собственной продукции.

Более того, не стоит забывать, что и белорусские НПЗ работают в первую очередь именно на российском сырье. Экспорт нефтепродуктов дает значительную прибыль бюджету Белоруссии, и без этих поступлений стране придется очень непросто. Долгое время РБ покупала нефть у РФ по льготным ценам, однако если Россия увеличит стоимость до обычного уровня, зарабатывать как раньше на продаже нефтепродуктов Республика Беларусь уже не сможет.

В целом в случае ухудшения отношений с Россией и разрыва экономического сотрудничества, Белоруссия перестанет быть транспортным, финансовым и торговым хабом между РФ и Незалежной и потеряет важную часть заработка.

Автор материала: Юлия Короткова