Брошенный на произвол судьбы украинский «Антонов» не знает, что делать дальше

Сотрудники государственного авиастроительного предприятия «Антонов» считают руководство госконцерна «Укроборонпром» виновным в уничтожении главного авиастроительного предприятия Незалежной. Профсоюз завода намерен через суд добиться отмены постановления бывшего премьер-министра Арсения Яценюка, в соответствии с которым «Антонов» как раз и перешел под управление «Укроборонпрома». В уже поданном в адрес Окружного админсуда Киева иске говорится о том, что передача прошла с нарушением действующего законодательства страны и привела к крайне негативным последствиям для предприятия.

Как известно, «Антонов» практически все время своего существования создавал самолеты в тесной кооперации с РФ. Сотрудничество двух стран в авиастроительной отрасли было хорошо налажено во время существования СССР и продолжилось даже после его распада.

Однако после Евромайдана и смены власти в Незалежной в 2014 году, «Антонов» был вынужден прекратить совместную работу с Россией, против которой Киев, как и страны ЕС, ввел ряд санкций. Власти Украины обещали наладить отечественное производство комплектующих для самолетов, произведенных предприятием, но за прошедшие годы сделано этого не было. Также не смогли воплотиться в жизнь и проекты по совместному созданию авиамашин с Азербайджаном, Китаем и Саудовской Аравией.

В итоге в последний раз «Антонов» выпустил новые самолеты еще в 2015 году – четыре Ан-158 были предназначены для кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion. После этого серийное производство летательных аппаратов на заводе было фактически приостановлено.

Несмотря на сложную ситуацию, «Укроборонпром», под контролем которого оказался «Антонов», фактически не оказывал предприятию никакой реальной помощи, а ведь именно он должен был помогать с поиском заказов на самолеты.

В августе 2019 года руководство госконцерна «Укроборонпром» сменилось. Он перешел под руководство иностранного гражданина Айвараса Абромавичуса, который ранее, в 2014-2016 годах, возглавлял Министерство экономического развития и торговли Украины.

Абромавичус вместе со своей командой провел масштабную проверку деятельности предприятий, которые находятся под управлением «Укроборонпрома». В итоге весной 2020 года было принято решение ликвидировать сам госконцерн, так как он не выполнил возложенных на него задач. Тем не менее, аудит подконтрольных предприятий продолжился и в июне нынешнего года очередь дошла и до «Антонова».

Стоит отметить, что за последние два года авиазавод наконец-то смог существенно улучшить свои финансовые показатели, и во многом этого удалось добиться благодаря новому директору, которым в 2018 году был назначен Александр Донец.

В основном «Антонов» получает доходы за счет сдачи в аренду транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Особенно спрос на них вырос в апреле 2020 года, во время эпидемии коронавируса, так как увеличилось количество заказов на доставку медицинских грузов по всему миру.

Кроме того, украинское предприятие является партнером программы SALIS, созданной входящими в НАТО странами, среди которых Германия, Франция и Польша. В соответствии с договором, который «Антонов» подписал в конце 2018 года, заказы из НАТО должны иметь гарантированный доступ к пяти самолетам «Руслан» до конца 2021 года.

Тем не менее, главной проблемой остается то, что износ оборудования на предприятии составляет уже 80%. Из-за этого «Антонов» просто не может выпускать новые современные самолеты. При этом еще осенью прошлого года глава компании Александр Донец предупреждал о том, что производство может быть полностью остановлено из-за отсутствия технической возможности.

Очевидно, «Антонов» нуждается в серьезной модернизации, однако средств на это нет, так как нет заказов на самолеты даже на внутреннем рынке, в частности, от Министерства обороны. Как отметил глава завода, в сборочных цехах на данный момент стоит пять авиамашин, которые находятся на разной степени готовности, однако покупателей на них нет и их появление пока не предвидится.

Более того, «Антонов», как и другие предприятия, вынужден тратить значительную часть прибыли на содержание самого «Укроборонпрома», который фактически оказался просто ненужной надстройкой. Так, только в 2018-2020 годах завод перечислил госконцерну 4,6 миллиона долларов.

Неудивительно, что в итоге Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о том, что «Укроборонпром» является неэффективным для управления государственными авиационными предприятиями.

Тем не менее, концерн успел снять с должности главу «Антонова» Александра Донца, что крайне не понравилось коллективу предприятия. Профсоюз завода считает, что «Укроборонпром» действовал неправомерно и слишком агрессивно. От имени предприятия был подан не только иск в суд, но и направлено обращение к властям Украины с требованием вывести «Антонов» из-под управления госконцерна и восстановить Донца в должности. Чтобы подтвердить серьезность своих требований, сотни работников «Антонова» вышли на акцию протеста против действий «Укроборонпрома».

Как считает летчик-испытатель АНТК имени Антонова, председатель координационного совета ГО «Ассоциация самолетостроителей» Александр Галуненко, на сегодняшний день действительно важно в первую очередь вывести завод из-под управления «Укроборонпрома» и передать его в подчинение напрямую какому-то министерству, ибо только так можно спасти авиастроительную отрасль страны. При этом Галуненко подчеркивает, что решение о том, кто будет управлять «Антоновым», нужно предварительно обязательно согласовать с научно-техническим советом предприятия, в который входят ведущие специалисты отрасли.

В свою очередь аналитик Александр Мордкович также считает, что стремление завода выйти из-под управления «Укроборонпрома» вполне оправданно. Однако эксперт сомневается, что даже после этого «Антонов» сможет возобновить серийное производство самолетов. Он объясняет это тем, что все связи завода с российскими партнерами уже разорваны, а наладить выпуск авиамашин самостоятельно Украина вряд ли способна.

Источник фото: delo.ua

Автор материала: Антон Громов