Четверть века с начала «прихватизации»: что осталось от заводов и фабрик на Украине
На Украине готовятся к новой волне преобразования собственности, возлагая на неё большие надежды. Как отметили в Кабмине, от честности и прозрачности данного процесса зависит будущее украинской экономики и реформ. Специалисты решили подвести итоги прошлой приватизации, а также рассмотреть, что же осталось от заводов и фабрик.
Напомним, что слово «приватизация» вошло в массовой обиход в 1992 году, после чего люди стали узнавать о ваучерах, позволяющих стать собственником той или иной части государственного имущества. И если сначала они не давали права продавать и покупать, то уже через два года это было разрешено. Позже началась скупка их инвестфондам, частными трейдерами и как итог – ваучерная приватизация в 1999-ом. Однако многие жители Украины так до сих пор и не стали собственниками своей доли в государственных предприятиях.
Страдали после развала Союза многие украинские предприятия, но особенная судьбы была у заводов, которыми напрямую руководили из Москвы. Речь идет про судостроительные и машиностроительные заводы, работа которых стала останавливаться из-за нехватки заказов. Однако они все равно попадали под приватизацию и зачастую меняли профиль.
Источник фото: euromaidanpress.com
Владимир Гройсман считает старую приватизацию «прихватизацией», поэтому якобы сейчас стране нужен совершенно другой подход – продажа предприятий через систему электронных торгов:
«Это будет шаг вперед впервые за 25 лет», — заявил украинский премьер.
По его словам, таким образом предприниматели будут покупать заводы и создавать новые рабочие места, выпуская в конечном итоге национальный продукт.
Приватизацию 90-х годов в большинстве своём называют «матерью» разных схем коррупции, которые до сих пор оставили след на украинской экономике. Специалисты считают, что именно тогда создавались схемы доведения предприятий до банкротства. Подобным образом и были скуплены основные «заводы-гиганты» на Украине. Большинство из них долгое время стояли бесхозными и своим запустением наводили ужас на местных.