Что станет с вертолетостроением России, если объединить два ведущих конструкторских бюро

23 ноября, 8:25

Вертолетостроением в России еще со времен СССР традиционно занимались два конструкторских бюро — М.Л. Миля и Н.И. Камова. Попытки других подобных организаций составить им конкуренцию не увенчались особым успехом.

В 1990-е годы авиационная промышленность в России переживала сложный период. Тем не менее предприятиям, которые занимались производством вертолётов, можно сказать, повезло, так как многие модели авиатехники пользовались спросом за границей. Среди них, например, транспортный вертолет Mи-8, ударный Ми-24, а также пожарно-спасательные варианты Ка-32.

В 2007 году в РФ был создан холдинг «Вертолеты России». Позже также был сформирован Национальный центр вертолетостроения (НЦВ), частью которого могут стать уже современные предприятия «Миль» и «Камов». Однако эксперты сомневаются в том, что объединение двух противоборствующих конструктор русских школ может пройти успешно.

Тем не менее, исполнительный директор МВЗ имени М.Л. Миля Сергей Романенко считает, что объединение двух научных и конструкторских школ с одной стороны приведет к развитию здоровой внутренней конкуренции, а с другой сохранит определенное разнообразие конструкторских решений. По его словам, оба предприятия смогут дополнить друг друга, используя свои самые сильные стороны. Кроме этого, подразделения обоих ОКБ смогут создавать и совместно использовать единую базу знаний.

Несмотря на эти заявления, некоторые аналитики всё же опасаются, что конструкторское бюро Миля может фактически поглотить ОКБ Камова, так как на его стороне будет численный и административный перевес.

Стоит отметить, что объединение произойдет в рамках оптимизации для снижения издержек. В ходе данного процесса будет сокращено число не только административных, но и производственных зданий. Кроме того, уменьшится число рабочих, а генеральные конструкторы получат статус главных конструкторов.

Источник фотографии: livejournal.com

Как предполагают эксперты, присоединение конструкторских бюро к «Вертолетам России» вряд ли пойдёт им на пользу. Дело в том, что холдинг в последние годы практически не выпускает каких-то новинок, а вместо этого всего лишь модернизирует старые проверенные модели, среди которых, например, Ми-8/17, Ми-35 и Ми-28. Выпуск «Аллигатора» Ка-52 хоть и был налажен, но в очень ограниченных объемах. А вот спроектированный еще в 1981 году Ми-38 до сих пор так и не запущен в серийное производство.

Стоит отметить что одной из главных проблем, которая препятствует развитию вертолетостроения в России, является отсутствие необходимых двигателей. В основном на все выпускаемые вертолёты ставят моторы иностранного производства, что довольно опасно в условиях западных санкций. В частности, речь идёт о двигателе ВК-2500, который выпускает украинское предприятие «Мотор Сич». На Украине также выпускали моторы для российского транспортного вертолета Ми-26.

В настоящее время «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК) работает над созданием российского двигателя для производства сверхтяжелых вертолетов, однако, когда он поступит в серийное производство — пока не ясно.

О сложной ситуации в сфере вертолетостроения в России говорит и тот факт, что ещё в 2009 году на Международной выставке вертолетной индустрии, которая проходила в Москве, конструкторское бюро «Камова» представило две новых модели скоростных вертолётов Ка- 92 и Ка- 102. Там же ОКБ «Миля» представило свой вариант новой авиамашины Ми-Х1. Однако все продемонстрированные вертолёты до сих пор так и остаются всего лишь моделями, а в серийное производство запущенны они не были.

В то же время западные конкуренты не стоят на месте и выпускают собственные новинки. Например, американская компания Sikorsky Aircraft запустила производство транспортно-разведывательных вертолетов Sikorsky S-97 Raider, который может развивать скорость до 444 километров в час. При этом он обладает повышенной выносливостью, маневренностью и способностью работать на больших высотах по сравнению с конкурентами.

Кроме того, в США проходят летные испытания высокоскоростного вертолёта SB-1 Defiant, разработкой которого совместно занимались компании Boeing и Sikorsky.

В то же время европейский холдинг Airbus Helicopter готовится к запуску в производство перспективного скоростного вертолёта RACER, который сможет летать на скорости до 500 километров в час.

Источник заглавной фотографии: russianplanes.net