Доставшийся от СССР промышленный потенциал Украина просто разбазарила

Украина в последние годы пытается всячески отгородиться от советского прошлого. Однако в 1991 году, после распада СССР, Незалежная получила богатое «наследство», так как именно на ее территории осталось примерно 30% промышленных предприятий страны. Тем не менее, вместо того, чтобы сохранять и приумножать полученное, Украина растратила свой потенциал, и сейчас большинство заводов либо закрылись, либо работают в гораздо более скромных масштабах, чем раньше.

В начале 1990-х годов Незалежная входила в первую десятку стран с самой развитой экономикой. К настоящему времени ее экономика сократилась примерно на треть, а по темпам роста она ставит лишь отрицательные рекорды.

После событий 2014 года деиндустриализация Украины ускорилась, и как считает авторитетное издание Bloomberg, это стало ее «самым большим поражением». Развал промышленного сектора усилился из-за того, что после Майдана и смены власти Киев практически прекратил политическое и экономическое сотрудничество с Москвой. В результате предприятия Украины, которые долгие годы работали совместно с партнерами из России, либо лишились своего основного рынка сбыта, либо даже не могут запустить нормальное производство, так как раньше выпускали продукцию совместно с РФ.

Авиастроительная, космическая, машиностроительная, металлургическая и оборонная промышленность Незалежной оказались в глубоком кризисе, хотя раньше это были ведущие отрасли на Украине. В тяжелом положении сейчас находятся такие крупные предприятия, как «Южмаш», Николаевский судостроительный завод, «Антонов» и другие.

В упадок пришла и железнодорожная сеть Незалежной. Ж/д полотно серьезно изношено, подвижной состав давно необходимо обновить, однако у компании «Укрзализныця» на эти цели просто нет денег. В прошлом году бывший глава правительства Алексей Гончарук открыто признал, что из-за высокого уровня коррупции главная железнодорожная компания страны оказалась практически истощена, а сама железная дорога была почти уничтожена и находится в критическом состоянии.

А ведь у самой Незалежной есть крупные вагоностроительные предприятия, которые легко могли бы справиться с обновлением как грузовых, так и пассажирских составов. Но вместо того, чтобы поддерживать отечественных производителей, Киев продолжает массово закупать подержанные вагоны за границей.

Плачевно обстоят дела у черноморского пароходства Незалежной, которое оказалось практически полностью уничтожено. При этом стоит напомнить, что после распада СССР на балансе украинского ЧМП стояло почти 400 судов различного типа. Более того, данное пароходство считалось одним из крупнейших в мире и самым мощным в Европе.

После распада Советского Союза ЧМП было передано под управление специально созданного Укроморфлота. Однако уже в 1992 году финансовая задолженность по кредитам черноморского морского пароходства составила примерно 170 миллионов долларов.

В 1993 году Укроморфлот был ликвидирован, а вместо него появился судоходный концерн «Бласко – Черноморской морское пароходство». Через несколько лет президент Леонид Кучма закрыл данную организацию, однако к тому моменту положение пароходства уже было критическим. Многие суда были переданы иностранным компаниям, причем с согласия высшего руководства Украины. В итоге в 1993 году на балансе ЧМП числилось 227 кораблей, в 2008 году их оказалось всего 15, а теперь осталось только одно.

Так быстро суда Незалежной ушли на сторону по очень простой схеме. Дело в том, что из-за долгов, которые появились у черноморского пароходства еще в 1992 году, украинские суда нередко арестовывали за границей, зачастую по совершенно надуманным причинам. При этом Киев практически никак не препятствовал таким захватом, и в итоге корабли быстро продавали с аукциона. Причем, как правило, покупатель был только один, так что цена на суда устанавливалась минимальная. Как считают некоторые эксперты, участниками таких схем были и сами украинские чиновники, которые хорошо обогатились на продаже флота ЧМП.

В 2008 году бывший министр транспорта и связи Украины Константин Ефименко открыто заявил о том, что отчуждение имущества пароходства прошло незаконно, Более того, он требовал, чтобы прокуратура провела расследование данного дела, так как считал, что и долги ЧМП были созданы искусственно именно для того, чтобы за крайне низкую цену продать суда иностранцам.

Одной из «жертв» таких махинаций в Незалежной стало и советское научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин». В начале 1990-х годов это было лучшее научное судно СССР, а затем и Украины. Именно этот корабль участвовал в управлении полетами пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций во времена Советского Союза. Мощное судно базировалось в порту Одессы, а потому и досталось в итоге именно Незалежной. Вот только содержать его ЧМП не смог, поэтому «Космонавт Юрий Гагарин» был передан под управление Минобороны Украины.

Правда, и военные были не слишком заинтересованы в этом корабле. В результате через несколько лет «Космонавт Юрий Гагарин» заржавел и был разграблен вандалами. В конце концов летом 1996 года его отправили в Индию, где судно порезали на куски и продали в качестве металлолома.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Юлия Короткова