Экономист Ханон Барабанер заявил, что сокращение транзита грузов из РФ ведет к уменьшению ВВП Эстонии

Россия продолжает активно переориентировать свои грузовые потоки из портов Эстонии, Латвии и Литвы в собственные гавани, расположенные на Балтийском море. Экономист, профессор Ханон Барабанер рассказал о том, каким образом данная тенденция скажется на экономическом состоянии Эстонии.

Стоит отметить, что в 2018 году через эстонские порты было переправлено примерно 36 млн тонн грузов, и около 50% этого транзита поставлялось именно из России. По словам Ханона Барабанера, прибыль от транзита грузов традиционно составляла порядка 15-20% ВВП страны. Однако сокращение поставок из России привело к тому, что в последние годы ВВП страны уже сократился примерно на 7-8%, так как раньше эти деньги поступали в виде прибыли от использования самих портов, железных дорог и различной сопутствующей инфраструктуры.

Как подчеркивает экономист, все это однозначно оказало серьезное негативное влияние на экономику Эстонии. При этом эксперт опасается, что к 2020 году ситуация может усугубиться еще больше, так как страна потеряет уже более 60% российских грузов. Более того, Ханон Барабанер предполагает, что уже в ближайшее время транзит из РФ через Эстонию может сократиться практически до нуля.

Источник фото: sputnik-georgia.ru

На самом деле, уже сейчас для этого действительно есть все необходимые предпосылки. Так, в следующем году в порту Приморска, который расположен рядом с границами Эстонии, будет открыт многопрофильный комплекс, предназначенный для перевалки угля, зерна, удобрений и контейнеров. Его мощность составит примерно 70 млн тонн в год. При этом в 2018 году порт Приморск обработал 53 миллиона тонн нефтепродуктов.

Кроме того, другие российские порты на Балтике также активно проводят свою модернизацию и строят новые терминалы для приема грузов. В то же время уже имеющихся мощностей вполне может хватить для того, чтобы окончательно лишить Эстонию транзита грузов.

Например, в 2018 году грузооборот порта Усть-Луга составил 99 млн тонн грузов, при этом его общая пропускная способность составляет 190 млн тонн. В свою очередь порт Бронка намерен ввести в эксплуатацию  контейнерный терминал мощностью 3 миллиона TEU уже в 2022 году.

Как подчеркивает  профессор Ханон Барабанер, уже сегодня Россия имеет все технические возможности для того, чтобы полностью перевести транзит грузов из портов Прибалтики в собственные гавани. Однако эксперт считает такие шаги со стороны Москвы неоправданными, так как это «не ведет к смягчению ситуации».

Впрочем, очевидно, что именно антироссийская политика Эстонии, Латвии и Литвы привела к сложившейся сейчас ситуации. В ответ на недружественные и весьма агрессивные выпады стран Прибалтики Россия вполне закономерно решила максимально сократить сотрудничество с ними. Более того, решение о переводе транзита грузов в собственные порты является не только политическим, но и выгодным для РФ с экономической точки зрения.