Эксперт объяснил, почему России не стоит возрождать самолет Ту-334

Эксперт в авиационной отрасли, руководитель интернет-портала AVIA*RU Network Роман Гусаров рассказал о том, почему России не нужно перезапускать проект самолета Ту-334. Он назвал несколько причин того, почему выпускать этот летательный аппарат сейчас не имеет никакого смысла.

По словам Романа Гусарова, еще 20 лет назад у Ту-334 действительно могло быть большое будущее, но сейчас этот проект безнадежно устарел с технической точки зрения. Первый полет самолета этой серии состоялся в феврале 1999 года, однако с тех пор технологии в сфере авиастроения шагнули далеко вперед.

Как отмечает эксперт, даже в конце 1990-х годов Россия уже не была лидером в авиационной отрасли, а сам Ту-334 во многом создавался на базе советских технологий 1980-х годов. Более того, многие детали этого самолета не просто устарели, а в принципе больше не выпускаются.

При этом вкладывать средства в то, чтобы заново наладить производство устаревших комплектующих нет никакого смысла. Полностью перерабатывать конструкцию Ту-334 тоже невыгодно, так как в этом случае было бы проще разработать новый самолет. Особенно, учитывая тот факт, что все это придется делать на бюджетные деньги, ведь у самих авиастроительных предприятий средств на это нет.

Еще одним серьезным недостатком Ту-334 является то, что изначально он был оснащен двигателем украинского производства. Соответственно, сейчас, когда отношения между Москвой и Киевом находятся не в лучшей стадии, не может быть и речи о том, чтобы покупать агрегаты у Незалежной. Таким образом, двигатель для самолета также пришлось бы разрабатывать с нуля на одном из российских предприятий. Вот только на это понадобятся не только серьезные финансовые вложения, но и довольно продолжительный период времени.

Следующая проблема Ту-334 – полностью устаревшее бортовое оборудование, и это касается как радиоэлектронной составляющей, так и пилотажно-навигационного комплекса в целом. Как подчеркивает Роман Гусаров, важно учитывать, что кабина самолета рассчитана на то, что управлять им будут три пилота, хотя эта схема уже давно устарела, и пилотов сейчас стандартно два.

Разумеется, кабину тоже можно полностью реконструировать и адаптировать под современные реалии. Однако создание и внедрение нового навигационного оборудования и системы управления потребуют внушительных финансовых вложений. Кроме того, нужно будет провести новые летные испытания, а также пройти сертификацию. И это опять же свидетельствует о том, что в таком случае проще создать новый самолет, чем полностью переделывать старый.

Как отмечает эксперт, единственным веским аргументом, почему все-таки стоит модернизировать Ту-334, могло бы стать то, что у этого самолета уже есть сертификат, так что процедуру его оформления не придется заново проходить с нуля. Однако, по словам Гусарова, проблема состоит в том, что, согласно имеющемуся сертификату, Ту-334 имеет существенные ограничения по условиям эксплуатации.

Как объясняет эксперт, данные самолеты могут охватить лишь весьма ограниченный сегмент рынка. Ту-334, рассчитанный на 100 посадочных мест, слишком мал для магистральных перевозок, и чаще всего слишком велик для региональных. В результате спрос на такие авиамашины обычно не слишком велик и составляет не более 70 единиц в год по всему миру. Как отмечает Гусаров, именно поэтому такие крупные производители, как Boeing и Airbus, не выпускают самолеты такого типа.

Таким образом, как считает эксперт, получить европейский сертификат на Ту-334 будет очень сложно. В то же время для внутрироссийских перевозок в большом количестве таких самолетов тоже нет необходимости, а потребности по ним закрывает Sukhoi Superjet 100.

Роман Гусаров напоминает, что о возрождении Ту-334 заговорили именно в связи с тем, что он мог бы заменить SSJ-100. Главными недостатками «Суперджета» считают то, что он больше, чем наполовину сделан из иностранных компонентов, а кроме того, неоднократно попадал в аварии и внештатные ситуации за последние несколько лет. Однако эксперт уверен, что доработать Sukhoi Superjet 100 будет гораздо проще и выгоднее, чем снова запускать производство устаревшего Ту-334.

По словам Гусарова, главными преимуществами SSJ-100 перед Ту-334 можно считать то, что он разработан и изготовлен по новым технологиям, оснащен современным оборудованием, полностью соответствует международным требованиям и имеет европейский сертификат. Эксперт считает, что при необходимости в этой авиамашине вполне можно будет заменить иностранные комплектующие на российские. При этом важным плюсом Sukhoi Superjet 100 также является то, что его можно использовать на маленьких плохо оборудованных аэропортах и даже при экстремально низких температурах.

Источник фото: twitter.com

Автор материала: Юлия Короткова