Фантазиям «Антонова» пришел конец: созданный без российских деталей АН-132Д никому не нужен

Саудовская Аравия отказалась от реализации совместного проекта с Украиной по разработке и строительству легкого транспортного самолета АН-132D. При этом «Антонов» уже выпустил рабочий экземпляр данного авиасудна и даже приступил к его тестированию, но в этот момент Эр-Рияд решил резко сменить планы.

Как сообщают СМИ, Саудовская Аравия вместо Украины решила сотрудничать с США и приобрести их самолет Spartan C-27, так как сочла, что именно он больше подойдет для нужд государства.

Стоит отметить, что остальные проекты «Антонова», такие как строительство Ан-132, Ан-158, Ан-178 и Ан-188 также оказались заморожены. Любопытно, что президент Украины Петр Порошенко долгое время пиарился и зарабатывал очки именно на обещаниях возродить авиастроительную отрасль в стране. Сейчас срок Порошенко фактическии подошел к концу, но построено рабочих самолетов за это время так и не было.

Еще два года назад в ходе презентации нового Ан-132D принцу Турки бин Сауд бин Мухаммад аль-Сауду, президент Незалежной назвал это событие грандиозным. Более того, Порошенко подчеркивал, что именно этот самолет является главным символом украино-саудовской дружбы.

Источник фото: president.gov.ua

В 2018 году глава «Антонова» Александр Кривоконь заявил, что уже осенью 2019 года в Саудовской Аравии будет построен завод, который даже будет иметь собственную взлетную полосу, а к 2024 году на нем соберут уже 10 самолетов «Ан». Неудивительно, что эти фантастические планы в итоге оказались всего лишь фантазиями украинских властей, которые были нужны для поднятия их рейтинга.

Отказ Саудовской Аравии от сотрудничества с Незалежной в сфере авиастроения тоже вполне предсказуем. Ведь даже представленный им тестовый образец Ан-132 изначально был разработан еще при СССР. Сейчас он хоть и доработан внешне, но построен в основном из деталей западного производства, так что ничего украинского в нем фактически нет. Более того, очевидно, что конкурировать с американскими самолетостроительными фирмами, к которым в итоге и решил обратиться Эр-Рияд, Украина просто не в состоянии.

Как подчеркивает политолог и  экономист Александр Дудчак, в послемайданные годы авиастроительная отрасль Украины явно начала деградировать. Во многом это связано с тем, что квалифицированные специалисты начали уезжать в Россию и Европу. В результате разрушается связь поколений, передавать знания молодым сотрудникам предприятий просто некому. Да и сами заводы зачастую работают из последних сил.

Как напоминает Дудчак, до Майдана Киев успел подписать выгодные контракты на строительство самолетов, что могло бы действительно способствовать развитию отрасли, однако после смены власти все договоры были разорваны.