Неприятности у ВМФ РФ подтвердили зависимость России от украинских двигателей

Разрыв торговых отношений и производственных связей между Украиной и Россией сильно ударил не только по украинскому, но и по российскому военно-промышленному комплексу. После пяти лет вынужденного отрыва от украинских предприятий оказалось, что Россия во многих аспектах просто не способна поддерживать в должной мере обороноспособность страны. Конечно, за прошедшие годы Москва многое смогла перекрыть за счёт активного импортозамещения. Однако с некоторыми прорехами в оборонке справиться так и не удалось.

В наиболее сложной ситуации оказался военно-морской флот РФ, до 2014 года критично зависимый от украинских двигателей. К примеру, известные ныне фрегаты проекта 11356 «Адмирал Григорович» были изначально спроектированы под двигатели, изготовленные на николаевском заводе «Зоря Машпроект». До 2014 года николаевские судостроители успели отправить заказчику лишь три двигательные установки в результате чего ВМФ РФ пришлось отказаться ещё от трёх фрегатов. Проблема в том, что корпуса и основные механизмы для них были смонтированы. Тогда в России решили законсервировать три недостроенных судна до 2020 года – приблизительного срока изготовления своих двигателей. В НПО «Сатурн» вложили десятки миллиардов рублей, но двигатель так и не был разработан. В итоге 3 корпуса проекта 11356 продали индусам, которые в свою очередь просто купили украинские газотурбинные установки и уже поставили вышеупомянутые суда на вооружение.

После того, как многочисленные попытки создать свой двигатель для судов мощнее фрегатов потерпели провал, российские военные вернулись к идее создания атомных установок, которая считается тупиковой версией советского двигателестроения.

Источник фото: armystandard.ru

В составе ВМФ РФ уже есть два атомных крейсера «Адмирал Нахимов» и «Пётр Великий», построенных ещё при СССР, однако опыт их эксплуатации со всей уверенностью можно назвать крайне негативным. «Нахимов», кстати, уже не первый год ремонтируется.

Несмотря на ряд проблем с обслуживанием атомных крейсеров, «Объединённая судостроительная корпорация» всё-таки уговорила представителей Минобороны сделать крупный и необдуманный заказ. Военное ведомство выделило огромную сумму на строительство атомного эсминца «Лидер», который сможет нести на борту до сотни баллистических ракет и поражать наземные и надводные цели. Конструкторы, однако, сразу же столкнулись с серьёзными проблемами. Дело в том, что в России просто нет достаточно мощных транспортных реакторов, чтобы устанавливать на такие крупные суда. Даже на крейсеры проекта 1144 установили модифицированные реакторы с высоким уровнем обогащения, предназначенные исключительно для ледоколов. В результате такой замены, эксплуатация установок оказалась очень дорогой и сложной в производственных вопросах.

Инженеры воспользовались опытом строительства крейсеров и занялись разработкой реактора на низкообогащённом уране РИТМ-400, но тут же столкнулись с другой проблемой. Установка для вышеупомянутого реактора весит около 2000 тонн. А эсминцу нужно две таких установки. Нетрудно догадаться, что водоизмещение такого «кораблика» должно быть просто фантастичным и у судостроителей на данный момент нет решения этой проблемы. При самых лучших раскладах атомный эсминец будет спущен на воду не ранее, чем через 15-20 лет. Всё это время Россия сможет развивать флот только исходя из имеющихся ресурсов и возможностей. О модернизации подводного атомного флота в таких условиях не может быть и речи. Ещё до кризиса РФ успела построить лишь 8 субмарин. К 2020 году на вооружении ВМФ РФ в лучшем случае будут стоять 12 подлодок с крылатыми ракетами и те же 8 с баллистическими.

По факту, реально работать будет лишь программа по строительству дизель-электрических подлодок. Но с таким потенциалом Россия может забыть о своих океанских амбициях и ограничиться только охраной прибрежных вод. С развитием ВМФ РФ в условиях отрыва от украинских предприятий Россия попала в своеобразную «двигательную ловушку», из которой стране не выбраться без срочного налаживания собственного массового производства газотурбинных установок.


Источник заглавной фотографии: arms-expo.ru