Грандиозный план Казахстана по производству ж/д колес с треском провалился
Казахстан имеет разветвленную железнодорожную сеть, протяженностью более 16 тысяч километров, а также мощный машиностроительный комплекс. Однако страна не занималась производством ж/д колес, что было большим минусом в имеющихся обстоятельствах. В итоге в конце 2000-х годов в Нур-Султане (ранее Астане) начали задумываться о создании предприятия по выпуску колес, но реализован этот грандиозный план был не слишком успешно.
Инициативу по созданию завода по изготовлению железнодорожных колес в Казахстане взял на себя основатель казахстанского машиностроительного предприятия «Проммашкомплект» Сергей Павлингер. В 2010 году его компания начала строить завод на площадке в Экибастузе, для чего от Евразийского банка и Европейского банка реконструкции и развития Нур-Султан получил кредитные средства.
Однако к 2013 году готова была только линия, предназначенная для механической обработки колес из готовых черновых заготовок. Вот только приобретать эти заготовки по-прежнему нужно было у России или Украины, что никак не решало вопрос замены иностранных комплектующих. Более того, мощность построенного завода составляла всего 75 тысяч единиц в год, а этого было недостаточно даже для того, чтобы покрыть потребности даже самого Казахстана, не говоря уж о возможном экспорте.
В итоге в 2015 году компания Сергея Павлингера запустила второй этап строительства, в рамках которого планировалось создать цех горячей прокатки. На реализацию данного проекта был получен кредит от Банка развития Казахстана в размере 36 млрд тенге на 19 лет под 7% годовых. При этом из собственных средств в строительство завода бизнесмен вложил 18 млрд тенге.
Властям «Проммашкомплект» пообещал, что в этот раз он оправдает вложенные средства и сможет организовать производство 200 тысяч железнодорожных колес в год. Предполагалось, что это позволит не только полностью покрыть внутренний спрос, но и даст возможность Казахстану начать продавать колеса в другие страны.
Официальное открытие нового предприятия состоялось, как и было запланировано, в декабре 2018 года. Казалось бы, на рынок завод вышел очень вовремя, так как в тот момент в СНГ наблюдалась нехватка ж/д колес.
Сами руководители «Проммашкомплекта» публично обещали, что уже в первой половине 2019 года предприятие выйдет на производственную мощность в 200 тысяч колес в год, а в 2020 году увеличит этот показатель до 300 тысяч колес в год. 70% выпускаемой продукции планировалось отправлять именно на импорт в Европу, Россию, Китай, Южную Корею.
Однако в реальности в 2019 году завод едва смог выпустить менее 100 тысяч ж/д колес и не обеспечил необходимым количеством даже государственного перевозчика «Казахстан Темир Жолы».
Как считают некоторые эксперты, главным виновником такого провала является сам глава «Проммашкомплекта» Сергей Павлингер, для которого главной целью было вовсе не создание мощного конкурентоспособного предприятия, а «грамотное освоение» кредитных денег, чтобы значительная часть заемных средств осталась на счетах самого бизнесмена.
При этом денег на строительство завода по производству железнодорожных колес было выделено более чем достаточно. Общие вложения при создании двух линий составили примерно 200 млн долларов. При этом в Турции в тот же период всего за 120 млн долларов сумели построить аналогичный завод, который смог полностью обеспечить ж/д колесами внутренний рынок.
В свою очередь предприятие Павлингера не только не смогло выполнить план по объемам производства, но еще и стало выпускать продукцию ненадлежащего качества. Железнодорожные колеса «Проммашкомплекта» просто не соответствовали стандартам и даже не имели сертификата происхождения. Более того, при всем этом они были даже дороже импортных аналогов. В результате государственный оператор «Казахстан Темир Жолы» очень быстро прекратил закупать колеса завода, несмотря на долгосрочный контракт.
Стоит отметить, что бизнесмен Павлингер и ранее становился участников серьезных скандалов. Например, ему принадлежит часть акций Муромского стрелочного завода, который был оштрафован за неуплату налогов. Кроме того, предприниматель стал инициатором сговора между Муромским, Днепропетровским и Новосибирским стрелочными заводами о фиксации высоких цен на продукцию.
В свою очередь в Казахстане подконтрольный ему вагоностроительный завод ЗИКСТО некачественно ремонтировал вагоны, из-за чего они выходили из строя гораздо раньше намеченного срока и создавали угрозу для безопасности движения на железных дорогах. В итоге ЗИКСТО и вовсе оказался на грани закрытия, несмотря на то, что перед этим власти вложили в его реабилитацию 67 млрд тенге из госбюджета. Кроме того, завод получил 170 млн долларов на строительство вагонов.
Как считают эксперты, ЗИКСТО пошел ко дну, так как полученные деньги были перенаправлены на развитие других предприятий Сергея Павлингера. Например, его компания R.W.S. Wheelset получила от ЗИКСТО беспроцентный кредит в размере 11 млрд тенге.
Источник фото: metalinfo.ru
Автор материала: Юлия Короткова