ИС-2 – легендарный советский танк, наводивший ужас на немецких солдат

К середине Великой Отечественной войны у советских войск накопилась масса претензий к танкам семейства КВ. Орудие ЗиС-5, устанавливавшееся на КВ-1, была под стать средним танкам (сравнима с Ф-34, которой вооружался Т-34). КВ-2 с его 152-мм «кувалдой» был фактически тяжёлым самоходным орудием. В добавок ко всему эти танки «отличились» низкой динамикой, низкой надёжностью, неудачной конструкцией танковой башни.

Когда вермахт стал пополняться новыми тяжёлыми танками, такими как «Тигр», встал вопрос о том, как с ними бороться, ведь противотанковая и даже полевая артиллерия мало что могла с ними сделать. Хороший результат продемонстрировала 85-мм зенитка, пробившая «Тигра» с расстояния в 1 километр. Однако её невозможно было монтировать в башню от КВ. Понадобилось создавать новый танк.

Разработкой занялись четыре советских инженера: Жозеф Котин, Николай Шашмурин, Николай Духов, Иосиф Зальцман. В челябинском «Танкограде» им предстояло создать нечто, которое уже в середине 1943 года попало на испытания.

Два новых танка ИС («Иосиф Сталин») были созданы на основе неудачного КВ-13, являвшегося попыткой объединения среднего и тяжелого танков. В новых просторных башнях размещались 85-мм пушки ЗиС-С-31 и Д-5Т. В итоге предпочтение было отдано последней.

Танков ИС-1 было выпущено 130 штук. Они продемонстрировали недостаточную орудийную мощь и недостаточное бронирование. В последующем на этот танк устанавливалось 122-мм орудие А-19, которое позволяло снаряду пробивать «Королевский тигр» в лобовой проекции с 600 метров, «Тигр» — с полутора километров, а «Пантера» с этого же расстояния пробивалась насквозь. От Pz. IV ничего не осталось вовсе.

Источник фотографии: livejournal.com

Негативной стороной новых орудий являлась низкая точность, объясняемая несовершенством прицелов, но главное – низкая скорострельность: сперва заряжался снаряд, а после – гильза с метательным зарядом. Их объединение было бы слишком тяжеловесным – 40 кг. В итоге в среднем производилось 2,5 выстрелов в минуту по сравнению с 6-8 у «Тигра».

По сравнению с предшественником ИС-2 стал значительно более бронированным, однако особенности новой конструкции сократили экипаж до 4 человек и обусловили пожароопасность и взрывоопасность из-за вынесения бензобака в боевое отделение.

«Боевое крещение» ИС-2 испытали весной 1944 года под Тернополем, а в 1945 именно эти танки первыми вошли в Берлин. Советские ИС-2 стали настоящим ужасом для немецких захватчиков, а особо эффективны они были для подавления полевых укреплений противника на пути продвижения советской пехоты.

Позже ИС-2 участвовали в маньчжурской кампании, приняв участие в пересечении пустыни Гоби и хребта Хинган, оказавшись в тылу японской армии, которая не имела в своём арсенале хоть сколь-нибудь достойных танков, сравнимых с советскими.

До появления ИС-3 было изготовлено примерно 3,4 тысячи танков ИС-2, стоявших на вооружении советской, а затем – российской армии до 1995 года. В последний раз они применялись в 1982 году в ходе военных учений в Одесском военном округе. В 1957 году часть из них претерпела модернизацию трансмиссии и двигателя (обновлённые танки получили обозначение ИС-2М).

ИС-2 вошёл в историю как последний советский тяжёлый танк, принимавший участие в боях на территории Европы в рамках Второй мировой войны.

Источник заглавной фотографии: twitter.com