Как легендарный советский атомный корабль-разведчик ССВ-33 «Урал» ушел вслед за великой державой

«Холодная война» между СССР и США была не просто обычным бряцанием оружием, но и соревнованием в технологиях, возможностях промышленности двух сверхдержав. Иногда, эти самые технологии настолько обгоняли свое время, что все затраченные миллиарды, казалось бы, были лишними. Но только на первый взгляд.

Подход к безопасности на море у Советского Союза и Штатов был диаметрально противоположным: американцы сделали ставку на огромные и дорогие авианосцы, в Союзе же опирались в этом вопросе на свой подводный флот, разведку, системы ПВО и другое ракетное вооружение.

У американцев стратегия такая: при помощи авианосцев можно подойти достаточно близко к берегу противника и высадить на него крупный десант, который включает в себя бронированную технику. Прикрывают высадку корабли сопровождения, авиация и вооружение самого авианосца.

Русские же, наоборот, действуют скрытно: одна атомная подводная лодка с тактическим или стратегическим вооружением на борту может наделать едва ли не больше бед противнику, чем мощный американский авианосец. В этом и заключается разница в стратегиях, которая существует и сегодня.

В 70-х годах прошлого столетия, в Министерстве обороны СССР озадачились вопросами стратегической разведки и перехвата информации. Конструкторам было дано задание: построить огромный разведывательный корабль на ядерной тяге. Советские ученые выполнили заказ, присовокупив к двум ядерным реакторам еще и пару обычных, более привычных турбин на мазуте. Корабль получил название «Урал» (бортовой номер ССВ-33 – «судно связи»). В 1983-м году самый большой в мире разведывательный корабль был спущен на воду, а в 1989-м на нем был поднят флаг ВМС Советского Союза.

Судно, водоизмещением при полной загрузке 36 500 тонн, имело на своем борту пушечное и минное вооружение, различное оборудование, экипаж состоял почти из 1000 человек, а время автономного плавания составляло 6 месяцев. Скорость громадины была почти 40 км/ч. Срок службы такого гиганта практически не ограничен при своевременном обслуживании. «Урал» мог осуществлять любые разведывательные действия, включая перехват радиосвязи по зашифрованным каналам и расшифровку.

Источник фотографии: twitter.com

Проблем у корабля было немало, ввиду сложности конструкции (многие конспирологи связывают это с неудачным названием всего проекта: «Титан»), технологиям и применяемого оборудования, первые неполадки начались еще во время государственных испытаний.

Но основной проблемой был его гигантский размер: у СССР просто не было причалов и ремонтных вервей такого уровня – «Урал» мог стоять лишь на рейде далеко от берега, что существенно затрудняло снабжение судна и его ремонт.

Стоимость корабля на то время составила 1,8 млрд. долларов, судно можно было бы «довести до ума», но конец СССР уже приближался. В 1989-м году с корабля на берег были «списаны» многие молодые и высокоподготовленные кадры, «Урал» превратили в тренировочный корабль, который, как и прежде, стоял на рейде. Денег на его содержание катастрофически не хватало. Потом случился пожар.

В 1990-м году из-за возгорания была уничтожена часть проводки, сгорел вспомогательный котел. Энергию «Уралу» давал второй котел, который также сгорел через год. Питание ССВ-33 теперь получал от резервных дизель-генераторов. Денег на ремонт, у катившейся в пропасть великой державы, уже не было.

Однако в 2001-м году, каким-то чудом, «Урал» смог все-таки поучаствовать в настоящем военном походе, но это был и его последний поход – уникального гиганта списали по возвращению. Судно поместили на отдаленный причал, где он ожидал своей участи несколько лет.

Как уже отмечалось, громадные размеры судна, а также наличие двух ядерных реакторов, усложняли работы по его утилизации. Лишь в 2008-м провели тендер по утилизации ССВ-33, который выиграла дальневосточная «Звезда», а 2012-м году руководство «Росатомфлота» приняло решение использовать ядерные двигатели «Урала» для своих нужд.

В 2014-м году провели второй тендер, стоимость которого составляет 1 миллиард рублей, так как первый тендер так и не был реализован в полной мере. В конце августа 2016-го, уникальный, самый крупный и единственный такой корабль СССР (России до такого уровня нужно еще лет 50), ССВ-33 «Урал» отправился в свой последний путь на окончательную утилизацию на завод «Звезда».

Несмотря на огромные затраты, «Урал» не был построен зря: для реализации такого проекта, СССР «проверил» свой научно-технический потенциал, многочисленные и новейшие, на тот момент, технологии и решения применяются российскими учеными, конструкторами и промышленностью и по сей день.

Источник заглавной фотографии: wikipedia.org