Как Россия избавила железную дорогу Сахалина от японского наследия

Россия полностью завершила проект по замене узкоколейной железной дороги на Сахалине на стандартные пути шириной 1520 мм.

Стоит напомнить, что в 1905 году южная часть Сахалина отошла Японии после проигрыша Российской Империи в войне. Под контроль СССР остров вернулся только летом 1945 года. За эти 40 лет японцы успели построить железную дорогу, но с нестандартной колеей шириной 1067 мм. Советским властям было очевидно, что для развития Сахалина нужно будет перестраивать местные железные дороги, однако Советский Союз не провел их полную реконструкцию, так как проект был слишком дорогостоящим, но не первостепенно важным.

Разумеется, еще во времена СССР на острове начали прокладывать новые железные дороги со стандартной шириной колеи в 1524 мм (позже 1520 мм). Все новые инфраструктурные объекты (мосты и тоннели) тоже строились под этот советский стандарт.

Тем не менее, как минимум до середины 1960-х годов на Сахалине использовали поезда японского производства. Только в 1967 году сюда доставили первый выпущенный в СССР состав, который был рассчитан именно на движение по узкоколейке. Впрочем, несмотря на то, что Людиновский машиностроительный завод наладил производство подвижного состава такого типа, часть поездов для Сахалина Советский Союз еще довольно долго продолжал закупать у Японии.

Но развитие острова все равно шло медленно и трудно именно из-за того, что часть железных дорог была с узкой шириной колеи, а СССР откладывал их реконструкцию. В итоге, Россия все-таки сделала то, что не смог в свое время Советский Союз и полностью демонтировала построенную японцами железную дорогу, заменив важные участки путей на стандартные для современной РФ.

К сожалению, в тяжелые 1990-е годы, когда на развитие Сахалина и его железных дорог денег практически не выделяли, несколько ж/д линий были полностью утрачены. Среди них оказался и путь Холмск – Южно-Сахалинск, который пролегал в горной местности и считался одним из самых красивых на полуострове. Данная железнодорожная ветка общей протяженностью почти 805 километров включала в себя 12 тоннелей и 35 мостов.

Кроме того, к 1998 году на многих ж/д линиях острова, среди которых были Южно-Сахалинск – Корсаков, Новоалександровка – Синегорск и другие, также были остановлены пассажирские перевозки. В итоге в тот момент поезда дальнего следования на Сахалине ходили лишь по маршруту Южно-Сахалинск – Ноглики. Также использовались семь пригородных составов и один дизельный поезд.

К счастью, в конце июля 2020 года наконец-то завершились работы по замене японских ж/д путей на российские. В середине лета было запущено движение поездов на финальном участке Холмск — Шахта. Благодаря этому на острове можно будет использовать только отечественные поезда и не переставлять колеса у составов при переходе с одной линии на другую, как это было раньше.

Проект по перестройке ж/д путей на Сахалине был запущен в 2003 году, и за прошедшее время удалось проложить около 100 километров новых путей, переложить более 800 километров старых рельсов, а также построить десятки мостов, реконструировать тоннели и обновить подвижной состав.

Как считают эксперты, следующим важным шагом в данном направлении должно стать строительство моста с материковой России на Сахалин. Именно путепровод позволит соединить железную дорогу острова с железнодорожной сетью остальной страны, а это, в свою очередь даст новый толчок для развития всего региона.

Источник фото: primamedia.ru

Автор материала: Юлия Короткова