Как Сталин во время войны бросил в бой против немцев советских «смертников»

Немецкие асы во время Великой Отечественной войны нередко чувствовали себя королями в небе. Но даже они паниковали, встречаясь с боевыми машинами, за штурвалом которых находились «озверевшие соколы». Именно так пилоты люфтваффе называли советские летчиков-штрафников.

В первое время совершивших нарушения и преступления советских пилотов отправляли в обычные пехотные штрафбаты. Но так как летчиков катастрофически не хватало, военные суды по указу свыше резко изменили к ним свое отношения. В тюрьму пилот мог попасть лишь за особо тяжкое злодеяние. А так – обратно в небо. Из таких штрафников даже стали делать специальные эскадрильи. Как утверждают некоторые историки, своим созданием штрафные авиагруппы были обязаны личному приказу Сталина от 4 августа 1942 года.

И эти эскадрильи показали себя во всей красе.

Пилоты-штрафники знали, что вернуть себе звание, награды и доверие товарищей они могут лишь кровью врага. Или погибнуть сами. Поэтому в каждый воздушный бой они вступали, как в последний раз. По этой причине, когда разведка докладывала немецким пилотам, что навстречу им летят советские штрафники, даже бывалые асы, случалось, разворачивали свои машины обратно. Драться со смертниками не хотелось никому.

Одним из самых известных советских летчиков-штрафников был Иван Федоров. До войны он служил летчиком-испытателем в КБ Горького под началом легендарного авиаконструктора Лавочкина. Когда началась война, Федоров стал настойчиво проситься на фронт. А когда ему в очередной раз отказали, он во время обычного испытательного полета вдруг развернул свою машину на запад. Пилот хотел попасть на Калининский фронт, в составе которого воевала 3-я воздушная армия, которой командовал герой Советского союза Михаил Громов. Федоров и Громов были в свое время не только сослуживцами, но и давними друзьями.

Любопытно, но Федорова вполне могли сбить свои же зенитчики. Но никто такого приказа не отдал. Не попал он под арест и после успешного перелета и приземления у приятеля Громова. Зато назначили руководить одной из штрафных эскадрилий. Его авиаподразделение стало настолько успешным, что немцы прозвали Федорова «красным дьяволом». Еще бы, на счету его пилотов числилось более трехсот сбитых немецких самолетов.

Многих потом перевели в обычные эскадрильи, вернув звания и награды. Сам Федоров получил звезду героя. Правда, сколько летчиков-штрафников погибло в воздушных боях, так и не успев искупить свою вину перед родиной, история умалчивает.

Источник заглавной фотографии: albumwar2.com

Автор материала: Влад Бежин

Автор материала: Антон Громов