Клайпедский судостроительный завод выжил в 1990-е, но потерял советский размах

Клайпедский судостроительный завод был одним из самых значимых предприятий отрасли в период существования Советского Союза. После распада СССР завод сумел выстоять, но его обороты существенно сократились.

После окончания Великой Отечественной войны в советских республиках началась масштабная индустриализация и создание мощных промышленных комплексов. В 1952 году по инициативе Министерства судостроительной промышленности началось строительство судостроительного завода в Клайпеде.

Уже в 1958 году предприятие выпустило свой первый корабль. В целом Клайпедский завод специализировался на создании средних рыболовных траулеров и плавучих доков. Через короткое время он уже стал самым важным судостроительным комплексом в СССР, в развитие которого власти вкладывали значительные финансовые средства.

Завод имел маломощные литейные и транспортные мастерские, а также механические сборочные цеха, оснащенные самым современным оборудованием. При этом для работы на заводе были подобраны первоклассные специалисты со всего Советского Союза.

В середине 1960-х годов построенные в Клайпеде рыболовецкие суда отправлялись работать в Балтийское и Баренцево моря, а также в Атлантический океан.

Проекты для Клайпедского судостроительного завода разработали проектные институты, в числе которых был, например, Государственный проектный институт по проектированию рыбопромыслового флота «Гипрорыбфлот».

До 1990 года завод в Клайпеде построил 57 крупных морозильных рыболовных траулеров, 66 средних траулеров для Арктического флота, 122 рыболовных траулера, 69 речных и морских барж, 55 рифов морского типа для Каспийского и Дальневосточного флотов, а также 4 речных парома для речного флота. Кроме того, специалисты предприятия на постоянной основе проводили ремонт и обслуживание судов.

Также литовский завод строил стальные плавучие доки, которые шли на экспорт в другие страны. Всего было создано 65 подобных доков, и многие из них до сих пор работают в таких странах, как Финляндия, Германия, Польша, Исландия, Сингапур, Румыния, Куба и других.

В 1986 году между Клайпедой и ГДР была построена первая международная переправа, которая соединяла напрямую Советский Союз и Восточную Германию. По этому пути стали курсировать крупные железнодорожные паромы, которые перевозили военные грузы для советской армии в обход нестабильной в тот момент Польши.

Клайпедский паромный терминал начал перевозить 150 тысяч железнодорожных вагонов в год. Доставка осуществлялась с помощью трех литовских паромов «Вильнюс», «Каунас» и «Клайпеда», и двух немецких – «Петербург» и «Грайфсвальд». На тот момент это были пять самых крупных железнодорожных паромов в мире, которые даже занесли в Книгу рекордов Гиннеса.

После выхода Литвы из состава СССР, Клайпедский порт получил статус международного. Судостроительный завод в Клайпеде смог пережить 1990-е годы, и в итоге он до сих пор вполне успешно функционирует. Однако о размахе и объемах производства советских времен предприятие может только мечтать.

С 1994 по 1996 годы завод выпустил только два сухогруза «Витаутас» и «Гедиминас». В 2006 году предприятие построило шесть корпусов торговых судов типа «Аста», предназначенных для Литовского пароходства.

В 2010 году на базе Клайпедского завода было создано частное предприятие «Западно-Балтийский судостроительный завод», ставшее частью «Западного завода», который принадлежит группе компаний BLRT Grupp из Эстонии.

Источник заглавной фотографии: finobzor.ru

Автор материала: Дмитрий Грушевский