Кризис заставил БЕЛАЗ задуматься, кому продавать свои самосвалы

Белорусский автомобильный завод (БЕЛАЗ) в последние несколько лет демонстрировал значительный рост производства. По итогам 2018 года компания смогла продать машин более чем на один миллиард долларов, благодаря чему смогла вновь войти в «клуб миллиардеров». Однако в 2019 году показатели предприятия несколько ухудшились, и доход составил только 788 миллионов долларов. Тем не менее, в ближайшие годы БЕЛАЗ рассчитывает наверстать упущенное и сделать новый рывок. Об этом сообщает интернет-портал TYT.BY.

В 2019 году Белорусский завод продал 796 карьерных самосвалов, 9 шахтных самосвалов и 44 единицы спецтехники в разные страны мира. Объем экспорта в итоге составил 727 миллионов долларов, так что в целом по данному показателю прошлый год оказался в первой пятерке наиболее успешных лет за всю историю БЕЛАЗа. При этом чистая прибыль компании составила примерно 120 миллионов долларов.

Как сообщает Белстат, в 2019 году фактически за рубеж было отправлено почти в два раза меньше самосвалов, чем в 2018 году. Однако объем полученной прибыли в итоге отличается между этими двумя годами не настолько сильно в связи с тем, что БЕЛАЗ начал экспортировать более дорогие машины с высокой грузоподъемностью.

Почти 75% самосвалов Белоруссия отправила в Россию: 593 машины на сумму 550 миллионов долларов. Вторым по объему рынком сбыта в прошлом году для автозавода стала Украина, которая купила 43 машины на 30 миллионов долларов. Замыкает тройку лидеров Казахстан, получивший 26 машин на 21 миллион долларов.

В то же время за 2019 год существенно сократились поставки грузовиков за пределы стран СНГ. Тем не менее, Монголия все же приобрела 35 машин на 19 миллионов долларов, но в Литву было продано всего 32 самосвала на 17,8 миллиона долларов, хотя в 2018 году страна закупила на 100 машин больше.

По мнению экспертов, падение спроса на самосвалы в 2019 году связано в первую очередь с непростой ситуацией в мировой горнодобывающей промышленности. Цены на сырьевые ресурсы, особенно на уголь, существенно снизились. В конце 2019 года энергетический уголь стоил всего 66 долларов за тонну, а коксующийся уголь — 137 долларов за тонну, хотя в 2018 году цена на них составляла 120 долларов и 245 долларов за тонну соответственно.

Источник фотографии: tyt.by

Естественно, в таких условиях горнодобывающие предприятия были вынуждены сократить объемы добычи угля, поставить в резерв часть оборудования и в целом уменьшить свои затраты. Ожидаемо, уменьшился их интерес и к покупке новой техники.

В то же время еще одна причина падения спроса на БЕЛАЗы заключается в том, что стратегический рынок в целом оказался насыщен машинами на некоторый срок. С 2016 по 2019 годы объем поставок в Россию горнодобывающие вырос на 21% по сравнению с предыдущей пятилеткой, и почти в два раза, если сравнивать с 2006-2010 годами.

Чаще всего в РФ белорусские самосвалы покупают производители угля. На втором месте предприятия металлургической и железорудной сферы, на третьем – алмазо- и золотодобывающей промышленности. Также подобную технику закупают компании из нерудной и строительной отраслей, цветной металлургии, химической промышленности и аутсорсинговые фирмы.

При этом больше всего самосвалов в сфере добычи угля предприятия покупали для работы на разрезах в Кузбассе. Однако сейчас там сложилась непростая ситуация, задолженность по зарплатам перед горняками еще в феврале 2020 года составила 268,1 миллиона российских рублей. Таким образом, приобретение новой техники на данный момент не является приоритетной задачей.

Добыча угля в Кузбассе тоже снижается. Если в 2018 здесь было получено 255 миллионов тонн угля, то в 2019 году — 250 миллионов. Кроме того, в этом году также ожидается сокращение выработки. В частности, уже в январе 2020 года наблюдалось снижение добычи на 11%.

Стоит также отметить, что в Кузбассе стали производить меньше угля, так как на него упал спрос в Европе из-за дешевого газа. В то же время переориентироваться на новые рынки сбыта, в первую очередь на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, угледобывающие предприятия пока не успели.

В итоге в 2019 году продажи большегрузных карьерных самосвалов грузоподъемностью от 90 тонн снизились сразу на 23%, причем в странах по всему миру. Как отмечают эксперты, менее востребованной стала не только техника БЕЛАЗа, но и других подобных производителей. Например, продажи американской компании Caterpillar снизились на 15% в прошлом году. При этом аналитики предполагают, что спрос будет снижаться и дальше, особенно сейчас, учитывая замедление роста мировой экономики на фоне пандемии.

Тем не менее, БЕЛАЗ планирует продать в 2020 году примерно столько же самосвалов, сколько и в 2019 году, получив доход примерно в 750 миллионов долларов. Сделать это завод планирует в частности благодаря расширению рынка сбыта, особенно, за счет стран дальнего зарубежья.

Уже в январе текущего года Белорусский автозавод начал исполнять обязательства по контракту, заключенному с индийской угледобывающей компанией Coal India на поставку 77 самосвалов грузоподъемностью 136 тонн. Предполагается, что БЕЛАЗ не просто отправит в Индию грузовики, но и создаст там необходимую инфраструктуру для их обслуживания, а также обеспечит поставки различных деталей и комплектующих.

Источник заглавной фотографии: tyt.by

Автор материала: Александр Котляров

Автор материала: Антон Громов