Крым «разрывается» между Россией и Украиной: какие проблемы «обрушились» на полуостров после 2014 года

Обозреватель из Севастополя Святослав Князев раскрыл все «серые» юридические практики в жизни российского Крыма. Журналист попытался объяснить причины арестов крымчан на украинской границе, а также захватов Украиной судов РФ в Азовском и Черном морях.

Начинает Князев с «самооборонца» из Партии Регионов – депутата горсовета Евпатории Сергея Осьминина. Ведь именно его, как известно, на украинской границе задержали сотрудники СБУ. Согласно официальной версии, его обвинили в том, что он принимал участие в деятельности самообороны Крыма, а также в 2014 году «захватывал» административные здания.

Однако даже отдельные проукраинские СМИ признавали, что информации об участии этого человека в «захватах» просто нигде нет. Значит, совершенно непонятно, откуда она взялась у украинских спецслужб.
Сам Осьминин является местным депутатом еще украинской формации, родившимся в Запорожье. А в горсовет Евпатории он был избран еще восемь лет назад, после чего пошел на второй срок уже в 2014-ом году от «Единой России». Дополнительно бизнесмен владеет компанией-монополистов, которая контролирует в Евпатории пассажирские перевозки на маршрутных такси. Ничего подозрительного в его деятельности нет, однако СБУ схватила его на обратном пути в Крым из Украины, где он навещал своих родственников.

Отдельные СМИ пишут, что Осьминин путешествовал на Украину таким образом далеко не в первый раз. И не удивительно, ведь согласно результатам исследования центра ZOiS, после воссоединения полуострова с РФ около 12% крымчан продолжило активно посещать Незалежную по разным причинам. Однако все эти граждане не особо заинтересованы «евробезвизом» Украины или же украинскими документами. Ведь даже тот самый киевский загранпаспорт оформило только 3% крымчан.

Прежде всего, жители Крыма едут на Украину, чтобы навестить родственников и знакомых. Начиная с передачи Республики УССР, многие покидали родные места, оставляя на полуострове своих родителей, братьев и сестер. Многие крымчане, учившиеся в Киеве, возвращались в Крым уже с мужьями или женами украинцами. Так почему же нужно запрещать жителям полуострова навещать своих родных и близких?
И так уже киевские власти постарались, чтобы сделать такие поездки крымчан на Украину далеко «не сахарными». Одно пересечение российско-украинской границы чего стоит. Киев разорвал с Крымом авиационное, автобусное, морское и ж/д сообщение. Также не работает между ними и почтовая связь.
Получается, что для такого путешествия нужно иметь либо свою машину, либо отправляться туда пешком. Но и личный транспорт в такой поездке доставляет немало хлопот, ведь машины с российскими номерами просто не пускают в страну украинские пограничники.

Данную проблему частично разрешить получилось только три года назад благодаря частным перевозчикам. Таким бизнесом в основном занимаются выходцы из ДНР, которые используют для этого микроавтобусы с номерами украинского образца Республик. Хотя в Незалежной такие перевозки запрещены, это не мешает десяткам машин ежедневно пересекать границу. Эти извозчики делятся на две категории: те, кто оставляет пассажиров на границе самостоятельно проходить паспортный контроль и забирает после, и те, кто сам провозит их через границу. Также они оказывают и услуги доставки посылок, однако стоит это недешево.

Источник фото: komtv.org

Данная система до сих пор остается некой «ахиллесовой пятой» крымчан, так как Незалежная может в любой момент запретить такие транспортные переезды, лишив их возможности видеть свою родню. Однако пока Киеву не выгодно отказываться от такой схемы, так как власти продолжают использовать эти поездки в пропагандистских целях. Об этих перемещениях знают все, как на полуострове, так и в Херсонской области, поэтому их смело можно считать «серыми». Им пока не сделана адекватная альтернатива, поэтому если не будет каких-то резких перемен в отношениях Киева и Москвы, в ближайшее время перевозки будут продолжать работать.

Также Князев рассказывает еще об одном «нелегальном» моменте, который остался на полуострове – отдельные крымские автомобили, которые до сих пор ездят на украинских номерах: херсонских, киевских, серии «СН» и «АК» и другие, которые вот уже как два года не имеют право использовать крымчане.
Причем получить российские номера, в случае если авто крымчанина было зарегистрировано на него в местной госавтоинспекции, не составляет труда. Новые уже российские номера выдают без проблем в органах МВД России. Однако на деле не все оказалось таким простым в переоформлении: на Украине уже давно никто не покупал поддержанные машины, оформляя их на себя. Чаще всего при покупке просто делали генеральную доверенность. При Украине для людей это было общепринятой практикой, все так жили.

Причем еще до 2014 года в стране ввели норму, которая разрешала водить машину без переоформления, просто отдав человеку техпаспорт. Как итог – четыре года назад большинство крымских водителей остались в ситуации фактического владения чужими машинами. Легче было тем, чьи владельцы еще остались в Крыму, а не переехали с полуострова. И все они сейчас находятся в крайне шаткой ситуации – их автомобиль в любой момент могут либо оштрафовать, либо отправить на штрафплощадку.

По «серым» схемам в Крыму местным приходится покупать машины, а также пользоваться услугами международных торговых сетей. К примеру, для того чтобы приобрести французский парфюм или немецкую машину. Для этого в Севастополе или Симферополе регистрируются местные ООО, которые занимаются формальной перекупкой и продажей продукции из материковых сетей, на которую имеются даже официальные гарантии. Сама Незалежная ничего поделать с этим пока не может.

С оформлением украинских документов дела обстоят сложнее. Те, кто делает бизнес на российских тендерах или богатых туристах из Москвы, имеют в доходах достаточно кругленькие суммы, что не у всех вызывает симпатию. Однако помимо них на полуострове много моряков торгового флота, которые ходят под флагом Панамы или Сьерра-Леоне. Однако их работодатели не признают крымские документы ввиду позиции Запада, а остаться на внутрироссийском рынке все в один момент просто не могут. Кто-то из-за этого переезжает в РФ на материк, начиная всё с нуля по документам в Санкт-Петербурге или Мурманске, чтобы спокойно ходить за рубеж. Однако вот так всё бросить и уехать получается не у всех. Многим крымским морякам приходится оставаться и «выправлять» себе украинские бумаги.

Однако и готовность крымских моряков работать дома не избавляет их от всех проблем. К примеру, это продемонстрировала как раз ситуация с рыболовецким судном «Норд», которое было захвачено в Азовском море украинскими силовиками. Киев раньше лишь показывал, что понимает крымчан, которые работают теперь по российским документам, однако сейчас страна вообще отказалась от какого-то конструктивного диалога. Крымские корабли под флагом РФ обещали теперь постоянно захватывать, поэтому им остается работать только под прикрытием судов Черноморского флота причем достаточно долгое время.

Источник фото: twitter.com

Также немало скандалов было связано с «паспортизацией» жителей полуострова. Многие крымчане не смогли четыре года назад получить российские паспорта, а некоторые лишись их уже после получения. Связано это было, как в ситуации с личными машинами, с пресловутой политикой Незалежной.

Ведь еще в 2000-е годы украинское миграционное законодательство было достаточно мягким, из-за чего каждый третий украинец не проживал по месту своей прописки. В том числе это касалось жителей полуострова: многие съезжали к своим супругам, оставаясь прописанными у родителей, кто-то не регистрировал проживающих у себя людей. В итоге в период референдума в Крыму на полуострове оказалось большое число людей, которые десятки лет формально были прописаны в самых разных частях Украины – Одессе, Херсоне и даже в Донецке. Прописаться в самом Крыму в те годы успели далеко не все. Поэтому российские паспорта тогда они получали на основании документа о фактическом проживании в Крыму (справки из ВУЗов, от врачей и так далее).

Так продолжалось около года, однако после этого возникли определенные сложности. Позже для получения документов уже приходилось подавать иски в апелляционный суд (который зачастую шел истцам навстречу). Только вот это всё равно не решало проблемы местных силовиков и госслужащих, которые в марте 2014 года оказались за пределами полуострова. Также коснулось это и студентов. У этой категории граждан имелись на полуострове целые семьи с детьми, но миграционные органы определяли их как не попадающих под действие закона, который давал право на гражданство РФ.

Но даже у тех, кто смог легко получить это гражданство в Крыму, время от времени всё равно возникали паспортные проблемы. Так, своим опытом поделился активист крымской самообороны. Еще за долгое время до Крымской весны он получил наследство и купил себе земельный участок на полуострове. Однако уже после марта 2014 года у властей появились к нему вопросы по поводу документов на эту землю. Никто не забрал у него участок, однако его поместили в списки спорных в Интернете. С тех пор землевладелец проживает в апартаментах, которые ему арендует завод, где он работает. Однако официально регистрироваться там нельзя. При этом активист не желает связываться с аферистами, которые предоставляют фиктивные прописки, поэтому его ожидает штраф.

Он отмечает, что многие из его знакомых имеют схожие проблемы на полуострове. По закону нельзя прописываться в апартаментах и на мансардах, а в сдаваемых квартирах не всегда желает прописывать хозяин, беспокоящийся о потери своего жилья или проблем с налоговой. А без такой прописки граждане не могут полноценно прибегать к услугам поликлиник, социальных, образовательных учреждений и банков.

Источник фото: crimea.izbirkom.ru

Еще один нюанс для жителей Крыма, имеющих штамп в паспорте или временную регистрацию, это определенные ограничения на получение финансовых услуг. Ведь известно, что ведущие финансовые учреждения РФ вроде «Сбербанка» опасаются заходить в регион ввиду экономических ограничений. Даже небольшие банки с материка, которые располагают в регионе свои филиалы, сейчас регулярно теряют лицензии. Такие, например, как «ВВБ» или «Рускобанк».

Украинская пропаганда распространяет мифы о невозможности снятия наличных в регионе, однако на деле в терминалах Крыма и банкоматах можно пользоваться картами MasterCard и Visa, если они выпущены финансовыми учреждениями РФ. Чего не скажешь об иностранных картах, которые на полуострове не работают вместе с западными системами международных переводов. Из-за чего у местных моряков, работающих за границей, появилась еще одна сложность – пересылка средств своим семьям.

Следующим нерешенным до сих пор вопросом в Крыму является земельный вопрос в Севастополе. Власти города так и отбирают черед суд у местных владельцев участки земли, чьи документы были оформлены с нарушениями еще восемь лет назад, причем даже если эта собственность за это время уже была перепродана. Жители Севастополя доведены этим до отчаяния, ведь никакой компенсации они в этом случае не имеют. Получается, что даже купившие землю по всем российским законам люди оказываются у разбитого корыта, так как истинные продавцы, как правило, уже покинули полуостров.

С той же самой сложностью столкнулись владельцы маленьких магазинчиков и разных пристроек к жилым домам. При Украине власти де-факто разрешали подобное строительство при наличии определенных документов. А теперь тысячи таких надстроек и киосков просто сносятся, из-за чего страдают обычные представители среднего класса.

В итоге можно сказать, что сейчас на крымчан «обрушились» две основные проблемы – вмешательство Киева, который так или иначе пытается испортить их существование на полуострове, а также резкое отличие правовой практики России и Украины.

Загрузка...


‡агрузка...