Латвия была крупнейшим экспортером нефти, но растеряла всю мощь после СССР

В период существования Советского Союза Латвия стала обладательницей самого большого рефрижераторного флота, а ее Вентспилский порт оказался крупнейшим перевалочным пунктом для экспорта сырой нефти и химической продукции. Однако после распада СССР многие латвийские суда и портовые мощности были скуплены иностранцами или просто развалились. Об этом сообщает аналитический портал RuBaltic.ru.

Латвийское морское пароходство, в состав которого вошли Рижский и Вентспилсский торговые порты, было основано в 1940 году. В то время латвийский флот имел в наличии 58 транспортных судов, средний возраст которых составлял 37,6 лет. Более того, на балансе числились корабли, которые были построены еще во времена Российской империи. После проведения проверки стало ясно, что полноценно использовать можно только 30 судов флота.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война, и вскоре немцы напали на латвийские транспортные суда, после чего их эвакуировали в тыл. Кроме того, из Рижского залива благодаря мужеству моряков удалось вывести крейсер «Киров» и ледокол «Кришьянис Валдемарс».

К концу 1945 года у пароходства Латвии осталось только 16 судов. В 1958 году оно наконец-то получило новые теплоходы, а в 1959 году в Латвийскую республику поступили первые танкеры. В дальнейшем флот страны продолжил активно пополняться.

В 1965 году Латвия получила два первых газовоза, а в 1966 году несколько крупных танкеров, в частности, «Адлер», «Гурзуф» и «Прейли». В 1971 году в состав флота вошел контейнеровоз «Фрицис Гайлис», а в 1975 году — новый танкер «Пабло Неруда», грузоподъемность которого составляла 40 тысяч тонн.

В середине 1980-х годов рефрижераторный флот Латвии насчитывал 20 специализированных судов и стал самым большим на территории Советского Союза. А уже в 1983 году на балансе Латвийского морского пароходства числилось 108 наливных и сухогрузных судов общей грузоподъемностью 1056,8 тысячи тонн.

Источник фотографии: transport.lv

Именно во времена СССР Латвия стала настоящей морской державой и получила мощный торговый флот, оборудованный самой современной техникой. В 1970 году грузовые перевозки из латвийских портов значительно выросли, примерно, в 15 раз. Именно через латвийские гавани шло более половины грузооборота советских портов на Балтийском море. К 1980 году через Латвийские порты проходило 28754 тонны нефтепродуктов. Кроме того, значительно увеличился ввоз продуктов питания.

Именно тогда Вентспилсский порт стал лидером СССР по экспорту нефти. Например, в 1982 году через него было перевезено в 4,5 раза больше нефти, чем в 1965 году. Такой успех Вентспилсского порта был обеспечен благодаря его выгодному географическому положению, а также открытию нефтепровода Самара — Полоцк — Вентспилс, который был открыт в 1968 году.

Кроме того, в 1970-е годы в СССР велось активное развитие портовой инфраструктуры, благодаря чему в Вентспилсе были созданы специальные сектора для нефти и продуктов химической промышленности.

В свою очередь, в Риге построили экспериментальную базу сжиженного газа, через которую в 1980-е годы вывозили топливо иностранные суда. К концу этого десятилетия был расширен Рижский морской порт, торговый флот Латвии стал полноценной частью системы международных транспортных связей.

В конце 1980-х годов латвийские торговые корабли ежегодно ходили в 140 портов в 50 странах мира. В свою очередь, сам Вентспилсский порт в год принимал 3,5 тысячи судов из 40 стран, а в Рижский порт приходило 1,3 тысячи судов из 30 государств мира.

Однако после выхода Латвии из состава СССР ситуация серьезно изменилась. Латвийское морское пароходство стало частным предприятием, которое получило в наследство 87 торговых судов. Позже часть из этих кораблей передали иностранным компаниям. После этого пароходство еще не раз приватизировали и перепродавали, в результате чего руководить им стали иностранные инвесторы. Но повторить успех советских времен порты Латвии так больше и не смогли.

Источник заглавной фотографии: twitter.com

Автор материала: Александр Котляров

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ


Loading...


Главное за неделю