Литве не понравилось решение Путина, определяющее будущее портов Прибалтики

Литва на официальном уровне выразила протест против переориентации белорусского экспорта на российские порты, которую недавно анонсировал Владимир Путин.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис заявил, что Россия перешла к стратегии экономического удушения Прибалтики и обвинил президента РФ в манипулировании экономическими рычагами в своих политических целях. Также литовский чиновник отметил, что Минску должно быть крайне невыгодно отказываться от прибалтийского транзита своих продуктов нефтепереработки в угоду российским интересам, и Вильнюс сделает всё возможное, чтобы «вернуть Беларусь на путь истинный».

Белоруссия, как известно, переваливает чрез порт в Клайпеде не только мазут, нефть и продукты её переработки, но и калийные удобрения, самую разнообразную технику и массу других экспортных товаров. Именно Минск и его предприниматели являются на данный момент главными партнёрами литовского порта (как, впрочем, и всех портов Прибалтики) и «Литовской железной дороги».

Неудивительно, что недавние новости о намерениях России перенаправить грузовые потоки белорусских товаров в российские порты в обход Прибалтики, вызвали настоящую панику, как у её бизнесменов, так и в высших правительственных кругах. Москва может обязать Беларусь перенаправить экспорт нефтепродуктов, изготавливаемых из российской же нефти, в российские порты. Такой шаг просто убьёт и без того умирающий грузооборот портов Прибалтики.

Два крупнейших нефтеперерабатывающих завода Белоруссии – Новополоцкий и Мозырский беспошлинно получат в этом в этом году 18 миллионов тонн российской нефти, продукты переработки которой будут экспортированы через прибалтийские порты. И это несмотря на серьёзные скидки, которые РЖД сделала для белорусских компаний и самые комфортабельные условия перевалки в российских портах. Белорусская государственная нефтяная компания оправдывает свои действия тем, что её связывают долгосрочные контракты с прибалтийскими партнёрами, которые очень сложно разорвать без значительных потерь. Ситуация, по сути, патовая, только потому, что это выгодно именно белорусским трейдерам. Поэтому решение Владимира Путина привязать свой продукт к своей же развитой инфраструктуре, вопреки метаниям Минска, выглядит вполне логичным. И Москва добьётся своего, ибо имеет на руках все козыри и, наконец, решила перейти на более жёсткий диалог с партнёром.

Прибалтийские лидеры прекрасно понимают, что их поезд стремительно уходит вдаль и, естественно, начинают голосить и обвинять во всех смертных грехах именно Россию. Вильнюс просто начал новую партию жалоб и причитаний.

Автор материала: Антон Громов