МАЗ оказался на грани закрытия: белорусский завод-гигант пытаются спасти

Президент Белоруссии Александр Лукашенко недавно снял с должности генерального директора завода по производству грузовых машин МАЗ Дмитрия Катеринича и назначил на этот пост Валерия Иванковича, который ранее работал в «Амкодоре».

Катеринич возглавлял Минский автозавод с 2014 года, но так и не смог вывести предприятие на новый уровень. Напротив, завод стал еще более убыточным, и потому Лукашенко решил принять экстренные меры.

Экономический обозреватель Александр Алесин объяснил, что на самом деле сейчас сможет спасти МАЗ, и есть ли у него в принципе какие-то перспективы.

По словам эксперта, МАЗ был одним из ведущих производителей грузовой техники в 1990-е годы. Вплоть до 2006 года предприятие вполне успешно работало и продавало свою продукцию в страны СНГ, и  в первую очередь в Россию. Однако потом руководство компании сменилось, и дела Минского автозавода начали идти все хуже. Поначалу предприятие держалось наплаву за счет прежних наработок, однако долго это продолжаться, разумеется, не могло.

Одной из проблем МАЗа является то, что главным рынком сбыта для него по-прежнему остается Россия. Однако за последние десятилетия конкуренция в РФ в этой сфере серьезно выросла, и Белоруссии нужно приложить немало усилий, чтобы выступать тут на равных.

Так, если раньше МАЗ практически всегда был на 3 месте по уровню продаж в России, а его доля рынка составляла 15%, то теперь его потеснил не только отечественный КАМАЗ, который к тому же активно сотрудничает с «Мерседесом», но и машины зарубежных марок, таких как «Вольво», «Скания», «Рено», «Ман», которые сейчас собирают на базе российских заводов. Более того, все активнее российский рынок осваивают и азиатские производители, так что за место под солнцем белорусскому предприятию придется серьезно побороться.

Источник фото: zr.ru

Как подчеркивает Александр Алесин, в настоящий момент между компаниями идет борьба буквально за каждый проданный автомобиль. Поэтому новый руководитель МАЗа должен уметь работать по современным стандартам, использовать актуальные маркетинговые стратегии.

Так, одной из серьезных ошибок прошлых руководителей Минского автозавода эксперт считает то, что они не начали вовремя осваивать рынки таких крупных стран, как Индия и Пакистан. Кроме того, только недавно предприятие начало выпускать машины с правым рулем, что также могло бы расширить территорию продаж.

Таким образом, по мнению Александра Алесина, новый глава МАЗа должен уметь принимать нестандартные и даже чрезвычайные решения, которые помогут восстановить прежние позиции.

В то же время, как считает эксперт, Минск должен приложить все силы для того, чтобы сохранить автозавод, так как от этого во многом зависит судьба всей экономики страны. По словам Алесина, прямо или косвенно к производству белорусских грузовиков имеют отношение примерно 300 тысяч человек. Кроме того, с ним связаны многие инженеры, конструкторские бюро. Если завод закроется, это будет серьезным ударом для РБ и ее жителей.

Кроме того, Александр Алесин напоминает, что в мире осталось не так много предприятий, которые могут самостоятельно разработать, а затем наладить серийный выпуск грузовых автомобилей. Таким образом, закрытие МАЗа стало бы потерей для многих стран.

По мнению эксперта, на сегодняшний день Минский автозавод можно спасти, только если его начнет серьезно финансировать государство, чтобы вывести предприятие из кризиса.