Мировая авиационная отрасль вошла в крутое пике

Мировая авиационная отрасль оказалась в глубоком кризисе из-за карантинных мер, введенных многими странами для предотвращения распространения коронавирусной инфекции. За все время существования гражданской авиации компании фиксируют самый низкий уровень пассажиропотока. Так, если 28 февраля 2020 года по всему миру было совершено 109 732 полетов, то 3 мая этого года – только 24 856 полетов.

Количество международных авиарейсов к концу апреля 2020 года сократилось на 87%, при этом почти 60% пассажирских самолетов сейчас находятся на стоянке в аэропортах и ангарах. При этом впервые в истории парковочных мест в аэропортах не хватает. Например, в Германии самым большим паркингов для лайнеров стал Дюссельдорф, где стоят уже более 90 авиамашин. При этом за один день парковки компаниям приходится платить в среднем по 110 евро.

В результате, аэропорты теперь в основном зарабатывают именно на парковке самолетов, а вот авиакомпании терпят серьезные убытки. Так, российская компания «Аэрофлот» в апреле в сутки перевозила всего 3-5 тысяч человек, хотя обычно этот показатель составляет около 120 тысяч человек. Европейские лоукостеры тоже оказались в очень тяжелом положении: венгерская бюджетная авиакомпания Wizz Air уже заявила, что ее пассажиропоток сократился на 97,6%, а у ирландской авиакомпании Ryanair и вовсе – на 99,6%.

В результате по всему миру примерно 100 тысяч пилотов и 500 тысяч стюардесс и бортпроводников лишились работы. Сами авиакомпании вынуждены возвращать самолеты, взятые в лизинг у крупных корпораций, так как в них теперь просто нет необходимости.

Ранее расположенный в Тулузе завод Airbus ежемесячно выпускал 60 машин А320-321, но собранные в марте и апреле самолеты так и остались на предприятии, так как авиакомпаниям они сейчас не нужны. В итоге убытки Airbus уже в первом квартале 2020 года могут составить 6,5 млрд евро, а это может поставить под угрозу само существование концерна.

В свою очередь британская компания British Airways планирует провести масштабную реструктуризацию и сократить примерно 12 тысяч сотрудников, чтобы остаться на плаву после эпидемии коронавируса.

Ее материнская компания International Airlines Group (IAG) в первом квартале 2020 года потеряла 535 млн евро, а в апреле и мае предприятию пришлось сократить совокупные мощности на 94% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Сложно говорить и о том, восстановится ли авиационная отрасль после завершения эпидемии коронавируса.  Например, уже сейчас многие компании перевели деловые встречи и совещания в дистанционный режим, так как проводить их можно по видеосвязи. А ведь ранее именно деловые перелеты, как внутренние, так и международные, были существенной статьей доходов многих авиакомпаний.

Тем не менее, фирмы пытаются адаптироваться под меняющиеся условия, чтобы выжить и хоть как-то заработать. Например, крупные авиаперевозчики, среди которых American Airlines и Delta Air Lines, стараются не продавать средние места в ряду, чтобы пассажиры могли держать дистанцию между собой. Они рассчитывают таким образом все-таки стимулировать людей пользоваться самолетами.

В то же время американский лоукостер Frontier Airlines заявил, что будет брать деньги за подобную услугу. Так, пассажир, который хочет, чтобы кресло рядом с ним оставалось свободным, должен будет заплатить от 39 до 89 долларов, в зависимости от рейса.

В свою очередь в России власти планируют разрешить перевозчикам не возвращать деньги за билеты, которыми пассажиры не смогли или не смогут воспользоваться из-за карантина. Тем не менее, авиакомпании должны будут вернуть клиентам ваучеры на соответствующую сумму, которые в дальнейшем можно будет потратить на покупку новых билетов. По мнению специалистов, такие меры могут помочь российским авиакомпаниям остаться на плаву в этот непростой период, так как иначе многие предприятия могут просто обанкротиться.

Источник фото: tass.ru

Автор материала: Юлия Короткова