Может ли банк оформить заявку на получение кредита без согласия клиента
Сегодня представлено большое разнообразие кредитных предложений на разных маркетплейсах, поэтому финансовые услуги остаются популярными и востребованными. Однако иногда клиенты банков получают уведомление о предварительно одобренном кредите, заявку на который они не подавали. Расскажем, что это значит и может ли банк отправить запрос на получение кредита без ведома клиента.
Что такое заявка на кредит
Заявка — это обращение клиента в банк для получения кредита. Ее можно оформить следующим способами:
- заполнить анкету на официальном сайте или в мобильном приложении финансово-кредитной организации;
- подать заявление с помощью сотрудника банка (при личном посещении офиса, в чате или через контактный центр);
- отправить запрос через специальный сервис по подбору оптимального кредитного продукта.
По закону банк не имеет право подать заявку на оформление кредита без согласия клиента. Он должен идентифицировать его перед заключением договора. Соответственно, потенциальному заемщику необходимо самостоятельно отправить запрос. Сотрудник свяжется с ним, чтобы сообщить о решении. Если оно положительное, он расскажет об условиях выдачи денег в долг. В некоторых банках доступно подтверждение заявки через голосового помощника.
Что значит предварительно одобренный кредит
Даже если человек не подавал заявку, он может получить уведомление «Вам предварительно одобрен кредит». Таким образом банки привлекают внимание клиентов к кредитным продуктам.
Обычно уведомление содержит информацию о возможности взять кредит на привлекательных условиях: по сниженной ставке, на крупную сумму, с возможностью возврата части процентов после погашения долга и т.д. Но нет гарантии в том, что при обращении в банк будут предложены именно эти условия. После получения заявки банк тщательно проверяет потенциального заемщика. Он учитывает его кредитную историю, показатель долговой нагрузки, трудовой стаж, размер ежемесячного дохода и другие факторы. Если заявитель не соответствует определенным критериям, ему могут отказать в выдаче кредита.
Почему банки отправляют уведомления без ведома клиентов
Любая финансово-кредитная организация заинтересована в получении прибыли за счет процентов по кредитов. Если клиент имеет хорошую платежную дисциплину и не допускает просрочек по кредитам, он может рассчитывать на одобрение заявки. Чтобы увеличить объемы выдач, банки сами отправляют уведомления потенциальным заемщикам. Если заявитель подойдет под определенные требования, банк выдаст ему деньги. Однако несмотря на популярность кредитов, специалисты отмечают, что многие россияне все еще с недоверием относятся в данным банковским продуктам. Поэтому такой способ привлечения клиентов, как частые уведомления, может раздражать потенциальных заемщиков.
Можно ли отказаться от таких уведомлений
Предложение о предварительно одобренном кредите не означает, что нужно обязательно соглашаться на получение кредитных средств. Если нет в них необходимости, достаточно просто игнорировать подобные уведомления. Но если они приходят слишком часто, клиент может отказаться от них любым из способов:
- Подать заявление с отзывом согласие на звонки и получение рекламных рассылок. После этого банк не будет надоедать предложениями об одобренных кредитах или кредитных картах.
- Обратиться в службу поддержки финансово-кредитной организации с просьбой отключить обзвоны и банковские рассылки.
Если даже после выполнения этих действий будут приходить уведомления, клиент вправе пожаловаться на действия банка в ЦБ РФ и Федеральную антимонопольную службу.
Что делать при звонках и уведомлениях от мошенников
Злоумышленники используют различные схемы для обмана граждан. Часто они выдают себя за сотрудников банка, предлагают взять кредит, просят прислать персональные данные и SMS-кода. Важно научиться определять мошенничество. А если злоумышленникам это все же удалось нужно сразу же предпринимать действия по урегулированию проблемы – написать заявление кредитору или в полицию.
Если звонят
Сотрудники финансово-кредитных организаций связываются с клиентами с официальных номеров. Мошенники могут изменить одну цифру или воспользоваться программой для подмены номеров — такие случаи сейчас происходят редко, так как операторы сотовой связи должны блокировать подобные звонки.
Необходимо сохранить номер банка в телефон. Тогда будет уверенность в том, что звонит действительно сотрудник банка.
В процессе общения с аферистом следует проверить номер в поисковой системе. Данные о подозрительных номерах довольно быстро появляются в Сети.
Также можно установить приложение антиспам. После этого на экране будет отображаться предупреждение о том, что звонит мошенник или номер участвует в массовом обзвоне. Для загрузки такого софта следует использовать официальный магазин приложений.
Если присылают СМС
Финансово-кредитные организации отправляют сообщения с официальных номеров. В сообщениях от мошенников изменен порядок символов или используются буквы вместо цифр. После получения СМС от «своего» банка нужно посмотреть историю переписки. Сообщение от аферистов будет в новой переписке.
Еще следует помнить о том, что настоящие сотрудники банка никогда не просят клиента:
- сообщить реквизиты карты;
- назвать логин с паролем, а также SMS-код для входа в личный кабинет;
- перевести деньги на «безопасный счет» или назвать код для отмены подозрительного перевода.
Важно не вводить номер мобильного телефона, платежные реквизиты и другие персональные данные на неизвестных и небезопасных сайтах. Ни в коем случае нельзя никому сообщать СМС-код для авторизации в сервисе банка или совершения каких-либо операций. Реальные банковские сотрудники могут попросить лишь назвать код для подтверждения личности для совершения операций по запросу клиента. Его можно сообщить в официальном чате в мобильном приложении, сотруднику в отделении или по звонку. В последнем случае необходимо самостоятельно позвонить в банк по номеру, указанному на обороте карточки. Тогда будет уверенность в разговоре с настоящим сотрудником.