На Дальнем Востоке всерьез возьмутся за ловлю краба
Российские власти обратили пристальное внимание на ситуацию в рыболовной отрасли на Дальнем Востоке. Здесь решили не только изменить схему квотирования на вылов краба, но и в целом изменить обстановку на рынке в пользу РФ.
Полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев решил в первую очередь разобраться именно с вопросом лови краба, так как этот продукт можно считать стратегически важным для страны, ведь сейчас килограмм живого краба в Китае стоит примерно 42 доллара (примерно 3 тысячи рублей), а в Южной Корее – 44 доллара (примерно 3,2 тысячи рублей).
Стоит отметить, что еще до недавнего времени квоты на вылов краба были распределены между компаниями в соответствии с итогами аукционов, которые прошли еще в начале 2000-х годов. Только в 2019 году впервые за долгое время в России состоялись новые крабовые аукционы, которые позволили по-новому распределить квоты между компаниями-заготовителями.
В целом было выкуплено 35 лотов на сумму 142 млрд рублей. Как отмечают специалисты, несмотря на весьма внушительную сумму, для рыбодобывающих компаний такие траты не стали суровым бременем, ведь они очень быстро смогут окупить свои расходы. Так, выданная квота на добычу 10 тысяч тонн краба в течение 15 лет может принести ежегодный доход в 200 млн долларов, а общий – в 1-3 млрд долларов.
Согласно данным Росрыболовства, главными покупателями российского краба являются Япония, Китай и Южная Корея. Только в 2018 году компании из РФ продали им краба примерно на 1 млрд долларов.
Также стоит учитывать, что спрос на живого краба в Азии только растет, особенно, если речь идет про КНР. Соответственно, торговля этим биоресурсом может стать важной частью экономики и существенным источником прибыли для бюджета России.
Стоит отметить, что во времена СССР выловленного краба отправляли в первую очередь на консервы. В 1990-е годы тактика изменилась, и его стали замораживать. В наши дни на мировом рынке востребован в первую очередь живой краб, поэтому встает вопрос о том, как доставить сырье в порты с минимальными потерями.
Долгие годы Россия закупала для этого промысла подержанные суда в Японии и Южной Корее, однако теперь власти решили постепенно строить отечественные суда. Собственно, приобретая квоты на добычу краба, рыболовные компании также обязуются вкладывать часть полученной прибыли в строительство новых судов на российских дальневосточных верфях.
Разумеется, правительство тоже будет способствовать развитию судостроения. В частности, предполагается, что каждая компания сможет получить от государства субсидию в размере 20% от стоимости постройки судна.
Важно понимать, что такие нововведения могут стать вызовом и для самих судостроительных предприятий, ведь им, скорее всего, придется не только активизировать и даже модернизировать свои мощности, но и, вероятно, начать выпускать суда новых типов, которые будут отвечать всем самым современным стандартам.
Согласно имеющимся планам, уже в ближайшие годы на Дальнем Востоке должно быть построено 16 судов для ловли краба. За 8 из них отвечает Находкинский судоремонтный завод (НСРЗ), 5 выпустит Восточная верфь, а еще 2 – Хабаровский судостроительный завод.
Отмечается, что Хабаровский завод будет строить корабли для компании из Магадана. Суда будут предназначены для ловли не только краба, но и креветки. При этом благодаря особой конструкции, улов будет храниться в свежем виде в охлажденной морской воде, что позволит без проблем доставить его в порт.
Очевидно, что такое развитие краболовной и судостроительной отраслей положительно скажется на экономическом развитии Дальнего Востока, а также позволит создать новые рабочие места в регионе.
Автор материала: Юлия Короткова