На Украине готовы вновь изменить стоимость растаможки иномарок

Украинские власти рассматривают возможность внесения в таможенное законодательство страны поправок, которые будут касаться ввоза подержанных автомобилей.

Сообщается, что в качестве вариантов могут убрать привязку к возрасту или акциз, чтобы в целом растаможка иностранных машин не превышала 35% от их стоимости. Также есть предложение ввести фиксированную ставку в размере 500 евро на все привозимые на Украину автомобили.

В свою очередь экономист Алексей Кущ считает, что стоимость растаможки должна во всех случаях составлять 10-15% от цены автомобиля. По его мнению, таким образом власти будут способствовать развитию автомобильного бизнеса и сопутствующих услуг, а также созданию новых рабочих мест на Украине, как это было сделано в других государствах, например, в Грузии.

Напомним, что с 2018 года в Незалежной на ввоз иностранных машин введен акциз, величина которого зависит от объема двигателя, типа потребляемого горючего и возраста автомобиля. Установленная формула расчета привела к тому, что пригонять на Украину из-за границы стало выгодно только машины премиум-класса.

Так, например, в Германии можно приобрести тюнингованный внедорожник марки Mercedes-Benz G 55 2012 года выпуска примерно за 40,3 тысячи евро. Его растаможка с учетом НДС, пошлины и акцизного сбора обойдется примерно в 17,5 тысяч евро. Учитывая, что на Украине такой автомобиль обойдется примерно в 95 тысяч евро, привозить «Мерседес» из-за границы оказывается весьма выгодно.

В то же время очевидно, что граждан, способных позволить себе машины такого класса в Незалежной не слишком много. При этом большинство украинцев, которые покупают в Европе иномарки стоимостью от 3 до 6,5 тысяч евро, оказались в проигрыше, так как за растаможку им приходится отдавать более половины стоимости автомобиля, и это еще не считая последующих расходов на его ремонт, модернизацию и техосмотр.

Кроме того, под запрет на ввоз в целом попали хорошие иномарки, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5. При этом внутри самой Незалежной вряд ли можно говорить о соблюдении высоких экологических стандартов, ведь средний возраст машин, которые ежедневно ездят по дорогам страны, составляет 18-20 лет, а иногда и больше. И стоят такие автомобили на внутреннем рынке совсем недешево: например, японскую Honda Ballade 1984 года выпуска или шведский Saab 9000 1988 года выпуска можно приобрести по цене от 2,5 до 2,8 тысяч долларов.

Высокие пошлины на ввоз иномарок власти Украины оправдывают стремлением поддержать отечественных производителей. Однако проблема в том, что, на самом деле, поддерживать фактически некого, ведь автомобилестроение в Незалежной находится в глубоком кризисе.

Стоит отметить, что незадолго до начала карантина, введенного из-за эпидемии коронавируса, «Запорожский автомобилестроительный завод» совместно с французской компанией Renault, которой принадлежит 75% акций российского холдинга «АвтоВАЗ», запустили тестовое производство автомобилей марки Lada серий Vesta, X-Ray, Granta и Largus. Детали для сборки машин поставляли на ЗАЗ из России. Также завод рассматривал вариант запуска производства французского кроссовера Renault Arkana.

Еще одним действующим производителем автомобилей на Украине можно также считать расположенный в Закарпатье завод «Еврокар», который занимается крупноузловой сборкой чешских автомобилей марки Skoda. Правда, в 2019 году предприятие выпустило всего 6 тысяч автомобилей.

Кроме того, особого смысла в протекционистских мерах на Украине в принципе нет, ведь у граждан страны просто нет денег на покупку новых автомобилей. Особенно, если учитывать, что стоят машины украинского производства довольно дорого. Так, например, цена новой Skoda Octavia составляет более 22 тысяч евро. В то же время в Германии можно купить пятилетний Mercedes-Benz GLA 180 примерно за 20 тысяч евро.

В итоге, по мнению аналитиков, в данной ситуации главной целью украинских властей, скорее всего, является не поддержка отечественных предприятий, а именно сдерживание рынка подержанных автомобилей. Это связано с тем, что даже сейчас, учитывая довольно высокую стоимость растаможки, граждане Незалежной все равно ввозят в страну довольно большое количество иномарок, а руководство Украины на этом неплохо зарабатывает. Так, только в 2019 году в страну прибыло из-за границы 347,5 тысяч автомобилей на общую сумму 1,4 миллиарда долларов. И со всех них было оплачены таможенные сборы и пошлины.

В то же время, как считают эксперты, украинский рынок подержанных машин мог бы существенно расшириться, а доходы продавцов запчастей, станций техобслуживания и таможенных брокеров значительно возросли, если бы Киев взял на вооружение в этом вопросе опыт соседних стран, таких как Польша, Литва и Грузия.

К примеру, в Грузии еще в 2006 году был введен нулевой тариф на ввоз иномарок, а также многих других зарубежных товаров. В итоге растаможка машины в среднем стала стоить всего около 500 долларов. Благодаря этому в стране можно купить хороший подержанный автомобиль даже дешевле, чем в Европе. Например, восьмилетний Ford Fiesta будет стоить около 3 тысяч долларов, а десятилетний Mercedes-Benz ML 350 – примерно 10 тысяч долларов.

Все это привело к тому, что в 2018 году в Грузии было зарегистрировано 1,2 миллиона автомобилей, при том что численность населения страны составляет 3,7 миллиона человек. При этом низкие цены на иномарки способствовали развитию предпринимательства в сфере автопродаж и сопутствующих услуг.

Источник фото: facebook.com

Автор материала: Юлия Короткова