Назван ТОП недостатков, из-за которых советские танкисты не любили Т-34

Танк Т-34 был создан на основе разработок американского конструктора Джона Уолтера Кристи. В 1929 году советское военное руководство обратило внимание на работу американца, в связи с его идеей создания «бронекавалерии». Он даже придумал специальную подвеску, благодаря которой гусеницы быстро менялись на колеса и обратно. В 1930 году СССР приобрел 2 танка «Кристи» и лицензию на производство вместе с документальными техническими характеристиками.

У полученных машин отсутствовали башни и советские специалисты, изучив иностранные танки, начали конструировать собственное боевое средство. И вот, в период времени с 1931 – 1937 годов у Советского Союза появились танки БТ, БТ-2, БТ-5 с пушкой калибром 45 мм, а также БТ-7.

Позднее был создан танк БТ-7М, в котором стоял авиационный дизельный двигатель. В 1938 году от колес отказались и перешли исключительно на гусеничный ход, а также усилили листовую наклонную броню и вооружение.

Харьковский паровозостроительный завод приступил к выпуску А-32, А-34 и Т-28. Последний танк отличался особо усиленной броней и пушкой с калибром 76 мм. Машина А-34 пошла в серию под индексом Т-34.

Однако при сравнении Т-34 с немецкими машинами PzKpfw III оказалось, что советский танк был более шумным, менее быстрым и комфортным. Комфорт в немецком танке создавался за счет устройства башни, в которой был хороший обзор и радиосвязь. Поэтому приступили к разработке новой модели Т-34М, в котором отказались от подвески «Кристи», установили демультипликатор, увеличили объем башни, повысили клиренс, а также установили новый дизельный двигатель объемом 600 лошадиных сил. К маю 1941 года было изготовлено три танка, но началась война, и на вооружении советской армии остался только Т-34.

Источник фото: livejournal.com

В 1942 году Т-34 испытывали в штате Мэриленд США. Американцы отметили в конструкции танка как отрицательные черты, так и положительные. Сталь на пружинах подвески не отвечала стандартам качества, башня была признана тесной, поворотный механизм искрил, водонепроницаемость была ужасной, а от имеющейся трансмиссии США отказались еще 20 лет назад. Самые большие нарекания вызвало отсутствие комфорта для экипажа. Единственные две вещи, которые заслужили похвалы зарубежных экспертов – это мощность двигателя и способ размещения боеприпасов. Все эти подробности изложены в тексте, правдивость которого сейчас подвергается сомнению. Исследователь Дмитрий Трушкин утверждает, что документ написан со слов работника полигона – офицера ГРУ, генерал-лейтенанта Ильичева. Настоящий отчет об испытаниях до сих пор отсутствует в общем доступе.

Несмотря на войну, в 1944 году у Советов появилась модель танка Т-44, изготовленная на основе Т-34М. Все эти модели имели одинаковые недостатки, и танкисты называли машины «крематорием», в связи с тем, что топливный бак находился рядом с местами экипажа между тонкими стенками, которые легко пробивались снарядом. При этом люки заклинивало, выйти наружу было невозможно, и танкисты могли сгореть в «консервной банке» заживо.

В процессе ведения боя экипаж дышал пороховыми газами, в прицелах был плохой обзор. Танкисты старались по возможности держать люки открытыми, но это было опасно во время уличных боев. При попадании вражеского снаряда в танк, сотрясались все внутренние агрегаты, от резкого удара травмировался экипаж. Спасала танк хорошая маневренность и стране была выгодна его вполне дешевая стоимость. Американский «Шерман» стоил порядка 350 000 рублей, а советский обходился около 179 000. За военные годы в СССР было произведено 35 467 танка модели Т-34.

Однако, несмотря на свои недостатки, первые четыре месяца войны танки Т-34 вытянули на себе весь груз основных боевых действий. Т-34 превосходил немецкую «Пантеру» защитой, подвижностью и огневой мощью. Фельдмаршал Пауль фон Клейст считал Т-34 лучшим танком в мире, а офицер вермахта Вернер Хаупт говорил о том, что благодаря своей маневренности и огневой мощи, в борьбе с Т-34 не помогут любые противотанковые средства.


Источник заглавной фотографии: w-dog.ru