Не все так гладко: что происходит на российском заводе, где выпускают уникальный самолет Бе-200ЧС

Основной продукцией завода ТАНТК им. Г. М. Бериева (ПАО, контролируется «Объединенной авиастроительной корпорацией») является единственный в своем роде и не имеющий аналогов в мире самолет-амфибия Бе-200ЧС. Но и другими заказами, в основном от Министерства обороны РФ, предприятие хоть немного, но загружает свои мощности.

Тут речь идет о производстве, ремонте и обслуживании таких «монстров» дальней стратегической авиации России, как: Ту-95МС, противолодочных самолетах Ту-142МК, самолете-разведчике А-50У. В 2018 году завод передал заказчикам около десятка этих машин (катастрофически мало!), в том числе и основную свою продукцию.

Амфибия Бе-200ЧС за один заход сбрасывает 12 тонн воды на очаг возгорания, а на одной топливной заправке может произвести 20 заборов воды (240 тонн) из водоемов и все их благополучно сбросить. Скорость самолета составляет около 700 км/ч, а дальность полета вплотную приближена к 3000 километрам.

Судно используется для тушения лесных пожаров, поиска и спасения пострадавших на воде, перевозки санитарных и технических грузов. Часто его используют гражданские и военные специалисты для мониторинга. Бе-200ЧС можно использовать при высоте волны до 1,2 м.

На данный момент его оснащают двигателями украинского производства (да, не все экономические связи между странами еще порушены), но из-за непредсказуемости украинских партнеров, предприятие ТАНТК планирует в ближайшее время перейти на продукцию совместного российско-французского предприятия – авиационный двигатель SaM-146. Первые машины получат его уже через два года, а за 9 лет (до 2028 года) планируется произвести более 120 этих самолетов.

Источник фото: rbc.ru

Об уникальности данного самолета-амфибии говорит тот факт, что американцы решили закупить их у России в количестве 10 штук с перспективой приоритетного заказа в будущем. По словам представителей завода, этот контракт позволит наладить более тесные связи с европейскими и американскими покупателями.

Поговорим о проблемах, в основном, финансовых этого предприятия. Как часто бывает в России, уникальная и не имеющая аналогов в мире продукция, мало востребована в самой стране. По итогам 2018 года завод ТАНТК вышел на рекордную выручку в своей современной истории – почти 9,1 млрд. рублей. Это выше по сравнению с 2017 годом на 6%, без малого.

Но и чистый убыток предприятия вырос, причем тут показатели существенно тревожнее: 2,85 млрд. рублей, что сразу на 65% больше итогов годом ранее (2017 г.). Долги завода также выросли и составили 16,5 миллиарда, а это уже на 80% больше, чем за отчетный период 2017 года.

Почему так получается? Дело в том, что малые заказы на основную продукцию – самолет-амфибию Бе-200ЧС, не позволяет полностью загрузить производственные мощности. Выпуская практически штучный товар, предприятие подсчитало, что годовая себестоимость выпуска Бе-200ЧС превышает выручку за него почти на 1 миллиард рублей. Основная серийная продукция даже не выходит в «ноль».

Хотя заводчане и смогли за год (с 2017 по 2018) снизить затраты на производство почти на 6,5%, но это пока не спасает предприятие от убытков. Не прибавляют оптимизма и невыполненные заводом уже подписанные обязательства: перед МО РФ на 7 миллиардов, перед остальными заказчиками на 700 миллионов рублей. По этим неисполненным пока контрактам уже имеются судебные решения не в пользу ТАНТК.