Норвежский Киркенес надеется стать крупным грузовым хабом благодаря Севморпути

Небольшой норвежский город Киркенес, расположенный всего в нескольких километрах от российской границы, рассчитывает стать главным перевалочным пунктом для судов, идущих из Азии по Северному морскому пути. Статью на данную тему подготовило французское издание.

В Киркенесе на сегодняшний день проживает всего около 3,5 тысяч человек. При этом ежедневно паром Hurtigruten привозит в Киркенес десятки азиатских туристов, которые приезжают на север, чтобы увидеть северное сияние и попробовать местные морепродукты, особенно, королевских крабов, вес которых может достигать 15 килограммов. Кроме того, в местный порт регулярно заходят российские траулеры, которые выгружают тут треску на продажу и проводят смену экипажа.

Мэр города Рюне Рафаэльсен уверен, что рано или поздно он сможет превратить Киркенес в огромный порт с глубоководными пристанями, оснащенный кранами и терминалом для контейнеров.

Перспективы у Киркенеса действительно есть, считают эксперты. Факты говорят о том, что путь из Шанхая в Роттердам по Северному морскому пути составляет всего 15 100 километров, тогда как через Суэцкий канал судам приходится идти 19 700 километров. Согласно результатам исследования, проведенного правительством Норвегии, создание в Киркенесе необходимой портовой инфраструктуры позволит наладить более быстрые поставки азиатских товаров в Скандинавию и Северную Европу.

Однако теперь вопрос остается за финансированием. Власти Киркенеса рассчитывают, что их главным инвестором станет Китай, который действительно заинтересован в том, чтобы наладить поставки своих товаров по Северному морскому пути. Впрочем, пока ни китайские бизнесмены, ни правительство Норвегии не торопятся вкладывать деньги в развитие небольшого северного городка, вероятно, желая более тщательно оценить все риски и перспективы, связанные с СМП и портом Киркенеса.

Стоит отметить, что доставка товаров по Северному морскому пути, согласно оценкам специалистов, осуществляется на 30-40% быстрее, чем по традиционным маршрутам. Таким образом, новый маршрут позволит не только сократить транспортные расходы, но и снизить выбросы углекислого газа в атмосферу. Однако у многих компаний все еще есть серьезные сомнения насчет использования СМП, так как движение судов по этому пути связано с рядом существенных рисков.

Например, для перевозки грузов по Северному морскому пути необходимо использовать новые суда с хорошо подготовленным экипажем, который сможет работать в непростых северных условиях. Ситуация осложняется тем, что арктические льды могут смещаться примерно на 200 километров в северную или южную сторону, из-за чего привычный проход для судов бывает перекрыт. Кроме того, возникает вопрос об оперативном предоставлении помощи в случае аварии или крушения корабля. Россия планирует создать вспомогательные порты вдоль СМП, из которых можно будет быстро добраться до судна, которое терпит бедствие. Однако их еще только предстоит построить, а на это понадобятся время и деньги. Также стоит учитывать, что для работы на СМП понадобятся мощные ледоколы, которые будут прокладывать путь для кораблей.

Тем не менее, Россия твердо намерена развивать Северный морской путь и сейчас предпринимает все необходимые шаги в этом направлении. Планируется, что уже к 2030 году грузопоток по данному маршруту будет увеличен до 90 миллионов тонн в год.

В конце 2019 года правительство РФ одобрило план развития СМП, который включает в себя более 80 пунктов. В частности, предполагается построить вдоль Северного морского пути новые порты, разместить базы спасателей и запустить геостационарные спутники связи.

Кроме того, к 2027 году РФ намерена ввести в эксплуатацию ледоколы, которые будут в два раза мощнее тех, что есть сейчас. Новые ледоколы смогут проходить через лед любой толщины, что позволит им прокладывать путь для обычных кораблей даже зимой.

Источник заглавной фотографии: hurtigruten.com

Автор материала: Александр Котляров