Одесский припортовый завод близок к полному уничтожению

Пресс-конференция, посвященная ситуации с Одесским припортовым заводом, состоялась в начале июня в Киеве. Обсудить будущее предприятия пришли, в частности, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП) Виталий Колесников и советник-консультант УСПП Дмитрий Березовский.

Некогда знаменитый завод в настоящее время находится в крайне тяжелом положении. Как известно, власти Незалежной несколько раз пытались в рамках программы приватизации продать предприятие в частные руки, однако инвесторов, желающих вложиться в убыточную компанию, так и не нашлось.

Ситуация усугубляется еще и тем, что ОПЗ все-таки должен будет выплатить 250 млн долга компании Ostchem Holding Limited, принадлежащей Дмитрию Фирташу, за газ, который Одесский завод получил в 2013 году. Стоит напомнить, что вердикт об этом Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма вынес еще в 2016 году, но тогда Украина отменила это решение и разрешила заводу ничего не платить. Однако 20 мая 2019 года  Киевский апелляционный суд постановил, что ОПЗ должен выполнить решение Стокгольмского арбитража, вот только заводу это грозит окончательным разорением.

Стоит напомнить, что о приватизации Одесского припортового завода впервые заговорили еще в 1993 году, однако первые реальные попытки продать его были предприняты в 2009 году. К слову, тогда бизнесмены, желающие купить предприятие, действительно были, и аукцион даже выиграл олигарх Игорь Коломойский, который готов был заплатить 625 млн долларов. Однако Юлия Тимошенко, которая на тот момент занимала пост-премьер министра страны, отменила сделку из-за подозрений, что Коломойский сговорился с организаторами тендера.

После Евромайдана и смены власти в 2014 году, которые повлекли за собой серьезное ухудшение экономической ситуации на Украине, в Киеве вновь заговорили о необходимости приватизации. Вот только ситуация за минувшее время кардинально изменилась, и стоимость ОПЗ катастрофически упала — с 527 млн долларов до 54 млн долларов. При этом само предприятие сейчас фактически простаивает, пока его долги увеличиваются, и положение становится все более плачевным.

Источник фото: ria.ru

В 2016 году власти Незалежной предпринимали очередные попытки продать ОПЗ. Тогда во время первого тендера стартовая цена была назначена примерно в 13 млрд гривен, однако уже ко второму аукциону она была снижена до 5 млрд гривен. Но даже тогда на участие в тендере не было подано ни одной заявки. В целом это неудивительно, ведь сейчас деятельность завода приносит не прибыль, а лишь убытки. Так что инвесторам пришлось бы заплатить сначала за сам завод, а затем оплатить его многомиллионные долги, да еще и вложить немало средств, чтобы ОПЗ вновь стал доходным.

Напомним, что Одесский припортовый завод был построен в конце 1970-х годов. Он был задуман как конечный пункт для аммиакопровода Тольятти-Горловка-Одесса — единственного в Советском Союзе и одного из пяти в мире на тот момент. На базе ОПЗ начали работать два цеха по производству аммиака, а также была организована перегрузка карбамида и аммиака на танкеры. Также в его распоряжении имеется комплекс, рассчитанный на перегрузку 3,6 млн тонн карбамида в год, на 4 млн тонн аммиака и на 500 тысяч тонн арбамидно-аммиачной смеси в год.

В 2000-х годах Незалежная значительно увеличила экспорт удобрений. Это было связано с тем, что себестоимость аммиака составляла менее 100 долларов за тонну, а вот на мировом рынке его цена была выше 300 долларов, а в 2008 году составляла уже 850-900 долларов за тонну.

Благодаря деятельности ОПЗ, его владельцы долгое время, начиная с конца 1990-х годов, получали грандиозные сверхприбыли. При этом о будущем завода никто особенно не задумывался, так как главное было получить доход сразу. В 2008 году чистая прибыль ОПЗ составила почти 797 млн гривен. Ежегодно он мог получать доход примерно в 100 млн долларов при рациональном использовании всех ресурсов.

Впрочем, даже несмотря на то, что большую часть прибыли забирали себе владельцы, украинский бюджет получал от Одесского припортового завода, а вместе с ним от ГП «Укрхимтрансаммиак», больше, чем от всех остальных химзаводов страны.

Источник фото: youtube.com

Однако в 2010 году дела ОПЗ пошатнулись и деятельность стала убыточной. В 2011 году получить какую-то прибыль все же удалось, но в дальнейшем завод был вынужден буквально бороться за выживание.

Чтобы по-прежнему оставаться на плаву, предприятие сосредоточилось на перевалке аммиака. Еще в 2000-х годах ежемесячно ОПЗ переправлял 150 тысяч тонн российского аммиака и от 80 до 130 тысяч украинского. Благодаря этому в год удавалось заработать примерно 18-19 млн долларов. При этом в 2010-х годах стоимость перевалки начала расти, и за счет этого завод мог покрывать значительную часть своих убытков. Так, только от перевалки российского аммиака прибыль на тот момент составляла уже 48-49 млн долларов в год. Также хорошие деньги ОПЗ получал за перевалку карбомида — благодаря этому суммарный годовой доход достигал более 60 млн долларов в год.

Однако Евромайдан и последующий разрыв отношений Украины с Россией буквально поставили крест на существовании Одесского припортового завода. ОПЗ практически перестал заниматься перевалкой российского аммиака и находится на грани закрытия.

В то же время сама Россия приняла решение построить собственный терминал по перевалке аммиака в порту Тамань. Когда он будет введен в эксплуатацию, услуги ОПЗ РФ больше не понадобятся, а значит, сам завод тоже будет никому не нужен.