План Лукашенко построить новый белорусский нефтепровод бессмысленен

11 мая, 7:08

Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков прокомментировал новость о том, что Белоруссия по распоряжению президента Александра Лукашенко собирается построить магистральный нефтепровод «Гомель — Горки». На данную тему эксперт высказался в интервью информационно-аналитическому порталу RuBaltic.Ru.

По мнению руководства Республики Беларусь, новый трубопровод поможет стране диверсифицировать поставки нефти в 2020–2023 годах. Однако Игорь Юшков считает, что этот проект не станет выгодным для Белоруссии, а скорее, наоборот, принесет ей лишь дополнительные убытки.

Аналитик отмечает, что Минск в любом случае не планирует отказываться от приобретения российской нефти, а это значит, что у него будут весьма ограниченные возможности в плане переработки и дальнейших поставок.

Нефтепровод «Гомель – Горки» должен связать между собой два не нефтеперерабатывающих завода Белоруссии: Новополоцкий НПЗ «Нафтан» и Мозырский НПЗ.  Однако, по словам Игоря Юшкова, поставлять всю нефть только на одно предприятие было бы выгодно лишь в том случае, когда успешен только один экспортный маршрут, а все остальные не приносят дохода.

Например, если бы РБ получала большие объемы топлива по нефтепроводу «Одесса — Броды», то могла бы загружать Мозырский НПЗ, и это было бы выгоднее, чем покупать российскую нефть. В таком случае, действительно, был бы смысл соединить два белорусский нефтеперерабатывающих завода одним трубопроводом.

Однако в случае с Белоруссией все совсем иначе. Как отмечает эксперт, в обоих направлениях ситуация обстоит не слишком удачно, поэтому связывать напрямую два НПЗ нет никакого смысла.

Игорь Юшков считает, что в сложившихся обстоятельствах в рамках долгосрочной стратегии для Республики Беларусь было бы более выгодно договориться с Латвией и возобновить работу нефтепровода «Дружба». Либо, в качестве второго варианта, увеличить объем прокачки топлива через имеющийся трубопровод «Одесса – Броды». Однако, как отмечает аналитик, если РБ нарастит импорт топлива из других стран, не из России, рентабельность нефтепереработки значительно снизится, а ведь Минск привык зарабатывать именно на продаже нефтепродуктов.

Кроме того, эксперт напомнил, что в странах Европы есть и свои НПЗ, которые тоже покупают нефть на мировом рынке, а затем поставляют нефтепродукты на европейский рынок. Таким образом, Белоруссия вполне может проиграть в конкурентной борьбе за покупателей в ЕС.

По мнению Юшкова, Республика Беларусь могла бы активнее продавать нефтепродукты в соседнюю Украину, так как там фактически не осталось работающих нефтеперерабатывающих заводов.

Источник заглавной фотографии: naviny.by

Автор материала: Александр Котляров

Автор материала: Антон Калиткин