Почему Илон Маск не строит свои заводы на Украине

26 ноября, 7:11

Сооснователь банка Аваль, совладелец холдинга «Молочный альянс» Александр Деркач рассказал о том, почему иностранные инвесторы не стремятся вкладывать средства в Украину, и как можно изменить сложившуюся ситуацию. Пост на данную тему он опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook.

В 2014-2018 годах зарубежные бизнесмены напрямую вложили в Незалежную 11,5 млрд долларов. При этом более половины – 7,1 млрд долларов – были напрямую направлены в банковский сектор. Данные суммы выглядят довольно скромно на фоне того, что в тот же период украинские трудовые мигранты, работающие за границей, отправили на родину в общей сложности более 38 млрд долларов.

Как подчеркивает Александр Деркач, Украина просто не является страной, которая была бы привлекательна для иностранных инвесторов. В качестве примера для объяснения сложившейся ситуации он приводит известного изобретателя и бизнесмена Илона Маска и его принцип выбора мест для открытия новых предприятий.

Сооснователь банка Аваль напоминает, что первый автозавод Маск приобрел 10 лет назад у компании «Тойота» за 42 млн долларов. Второй завод, который занимается изготовлением батарей для электромобилей, был построен также в США, в штате Невада. А вот следующие два предприятия известный бизнесмен запустил уже за границей: сначала в Китае, а затем в Германии. Кроме того, сейчас Илон Маск ищет площадку для открытия очередного завода, но, вероятнее всего, он тоже появится на территории Соединенных Штатов.

Как отмечает Александр Деркач, важно понимать, что в Неваде Маск открыл завод из-за того, что смог получить от местных властей налоговые и прочие льготы на 1,3 млрд долларов. При этом в целом строительство предприятия обошлось в 5 млрд долларов.

Власти Китая, в свою очередь, освободили автомобили марки «Тесла» от налога на продажи, фактически субсидируя каждую машину на 3,6 тысячи долларов. Такие условия Маск посчитал вполне привлекательными даже при том, что сам американский завод в КНР должен довести локализацию деталей сначала до 30%, а затем и до 100%. В то же время власти Германии, специально ради автомобилей «Тесла» расширили список налоговых льгот на покупку электромобилей.

Сейчас Илон Маск планирует построить еще один завод, на котором будут собирать пикапы марки Cybertruck. При этом бизнесмен уже объявил, что предприятие появится в той стране или штате, где местные власти предложат компании больше денег. В результате пока главными претендентами являются город Остин в штате Техас и город Талса в штате Оклахома.

Тем не менее, как подчеркивает Александр Деркач, в случае с Украиной одних только преференций и налоговых льгот для привлечения зарубежного бизнеса будет недостаточно, особенно, если речь идет о сфере автомобилестроения. По его словам, в этом случае Незалежной для начала нужно избавиться от 2,5 млн «евроблях», которые были привезены в страну со всей Европы за бесценок. Эксперт отмечает, что иначе ни одна крупная иностранная автомобильная компания не придет на Украину, даже если построить для нее завод бесплатно.

Автор материала: Юлия Короткова