Почему платные автотрассы оказались невыгодны для России

Реализация проектов по строительству частных автомобильных дорог в формате «дорожной концессии» не выгодно ни правительству, ни самим россиянами. К такому выводу пришли специалисты Счетной палаты (СП) России в своем новом докладе.

Ранее СП предоставила доклад, в котором подробно раскрывается применяемость закона о концессионных соглашениях. В качестве примера аналитики ведомства привели трассы Москва — Санкт-Петербург и автодороги Москва — Минск М1 «Беларусь» в обход города Одинцово в Подмосковье.

Закон о концессии работает по принципу совместных проектов государства и представителей крупного бизнеса. Таким образом, власти получают возможность привлекать частные инвестиции в свой проект, а предприниматели — гарантии по получении компенсации на случай, если с реализацией проекта возникнут трудности.

Однако в действительности концессионные соглашения не только не смогли оптимизировать расходы государственного бюджета, но и привели к тому, что государство было вынуждено выплатить подрядчикам многомиллиардные компенсации за недополученных доход. Причина — нарушения сроков предоставления земельных участков под строительство автомобильных дорог, отметил на коллегии СП аудитор Валерий Богомолов.

Трудности возникли и при определении стоимости проезда по трассе. По условиям договора, концессионер имеет право устанавливать цены в соответствии с востребованностью того или иного участка дороги. В результате цены на разных участках за 1 километр пути может быть выше и отличается почти в три раза.

Например, на популярном маршруте Москва — Шереметьево-2 с трафиком 4,6 млн автомобилей за прошлый год стоимость 1 км пути составила 30 рублей. А по маршруту от Шереметьево-2 до Московского малого кольца — 9 рублей за 1 километр.

Есть претензии и к качеству платных участков дорог, в том числе по уровню оснащенности, подчеркнули в Счетной Палате. При этом компания «Автодор», которая обслуживает 3,4 тысячи километров дорог федерального значения по всей стране, с критикой СП согласилась. Первый зампред правления компанией Сергей Перников заверил, что требования к проектированию и строительству будут усилены.

Тем временем в Китае практика концессионных соглашений широко распространена и показала свою эффективность. По словам управляющего партнера компании «Кадерус Капитал» Андрея Акопяна, причина кроется не только в низкой себестоимости, но и высокой скорости выполнения работ по заложенным стандартам качества.

В целом обслуживание автомобильный дорог, как частных, так и бесплатных, остается острой проблемой. При работе с частниками государство продолжает терять деньги и не может выполнить обязательства по структурному развитию транспортной инфраструктуры к населению России.

Источник фото: kolesa.ru

Автор материала: Дмитрий Грушевский