Почему Россия должна отказаться от строительства скоростной железной дороги в Беларусь

Посол России в Белоруссии Дмитрий Мезенцев в очередной раз заявил о необходимости строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Минском. Однако возникает вопрос, будет ли данный проект выгодным с экономической точки зрения.

Напомним, что сегодня из одной столицы можно добраться тремя способами: на самолете, поезде и автобусе.

Между Москвой и Минском ежедневно курсируют 14 самолетов, при этом 7 рейсов совершают российские авиакомпании, а 7 – белорусские, а стоимость билетов составляет в среднем от 3 до 10 тысяч рублей. Непосредственно перелет занимает всего 1,5 часа, однако стоит учитывать и время, которое пассажиры тратят на то, чтобы добраться до аэропорта и приехать из него в город, а также проводят в ожидании рейса. Таким образом, в среднем полет занимает около 5 часов.

В свою очередь на поезде из Москвы в Минск придется ехать от 8,5 до 11,5 часов, а стоимость билета составит примерно от 3 до 7 тысяч рублей. Каждый день между двумя столицами ходят 10 пар поездов. Самым быстрым составом является белорусский «Славянский экспресс», однако его вряд ли можно считать действительно скоростным, так как в пути он находится 8,5 часов.

Помимо этого, из российской столицы в белорусскую можно доехать на автобусе. В пути на нем придется провести примерно столько же, сколько и на поезде – от 10 до 12 часов. А вот цена билета выгодно отличается в меньшую сторону, так как заплатить за него придется всего от 1250 до 1800 рублей.

Получается, что на текущий момент поездки на поезде между Москвой и Минском являются наименее выгодными, так как поезд едет примерно столько же,  сколько и автобус, но цена его при этом может сравниться с билетами на самолет.

Фактически единственным преимуществом поезда остается наличие спального места, однако оно является критически важным далеко не для всех.

Источник фото: 100500miles.ru

Неудивительно, что при таких условиях железнодорожные перевозки на территории стран СНГ ежегодно сокращаются. Если в 2012 году здесь было перевезено почти 43 млн пассажиров, то в 2018 году этот показатель составил всего около 18,6 млн пассажиров.

Возможно, появление высокоскоростных поездов могло бы исправить эту ситуацию, однако никаких гарантий этого пока нет. На текущий момент в России курсируют только два скоростных состава – это «Сапсаны», которые идут из Санкт-Петербурга в Москву и в Великий Новгород.

Правда, полноценными ВСМ это считать нельзя, так как для «Сапсанов» не строили отдельные железнодорожные пути – они следуют по уже имеющимся, хоть и модернизированным рельсам. При этом ветки освобождают от остальных пассажирских и грузовых поездов, чтобы скоростные составы могли двигаться беспрепятственно.

Строительство отдельных ВСМ для «Сапсанов» пока остается лишь в теории. Во многом это связано с тем, что только к настоящему времени компания РЖД только начала окупать затраты на запуск скоростных поездов и пытается работать в плюс в этом направлении.

Этого удалось добиться за счёт планомерного роста пассажирских перевозок. Так, в 2018 году «Сапсаны» в среднем в сутки перевозили 15 тысяч человек. При этом общий годовой показатель составил 5,5 млн человек.

По оценкам экспертов, к 2027 году объем перевозок вырастет до 7 млн человек в год. При таком развитии событий строительство отдельной ВСМ для «Сапсанов» может стать экономически выгодным.

Специалисты делают вывод, что создание высокоскоростной железнодорожной магистрали от Москвы до Минска пока также не имеет смысла, зато запуск скоростных поездов по уже имеющимся рельсам может быть вполне оправдан.