Почему Россия не идет на открытый конфликт с Турцией в сирийской войне
Москва и Анкара уже не раз приближались к черте открытого военного противостояния в Сирии. Но каждый раз война откладывалась, стороны договаривались, что-то по привычке обещая друг другу.
Те, кто разбирается в политике и военном деле поверхностно, недоумевают. Почему это могучая сверхдержава в лице России одним махом не пресечет сирийские амбиции «какой-то там» Турции?
Но не все так просто. Военные ресурсы РФ в САР весьма ограничены. А турки, считай, находятся у себя дома. Да и появилось еще кое-что, позволяющие турецкой армии доминировать в районе противостояния.
Речь идет об относительно дешевых, но весьма эффективных беспилотниках, производство которых наладила Турция. Эти машинки проводят не только разведку, но уничтожают технику и живую силу сирийской армии. И многие международные эксперты уже отметили, что благодаря своей программе беспилотников турки изменили соотношение сил в сирийском Идлибе не в пользу России.
Противостояние Анкары и Дамаска началось после введения турецких сил в приграничную зону на территории Сирии. Все бы ничего, но Дамаск обвиняет Анкару в поддержке боевиков, которые воюют с сирийской армией. И в этом случае вроде как друг моего врага — тоже мой враг. Начались боевые действия между армией САР и турецкими войсками. Сотни военнослужащих сирийской армии были убиты. По ночам турки наносили воздушные удары по сирийским танкам, артиллерии и бронемашинам.
Этот конфликт стал драматическим переломным моментом. Действия Турции не были обычными перестрелками с приграничными боестолкновениями. Все это походило на настоящую войну. Турция применяла самые разные силы и средства из своего военного арсенала, нанеся тяжелые потери сирийской армии.
Казалось бы, самое время вмешаться России. Не в виде уговоров, а посредством применения военной силы. Однако Москва все-таки предпочитает стол переговоров с Анкарой. Наверняка там понимают, что «мяч» явно на стороне то ли друга, то ли противника Турции. А тут еще такой козырь Анкара из рукава достала. По некоторым данным, в зоне Идлиба функционирует порядка ста беспилотников самого разного предназначения. В том числе и те, которые с убийственной эффективностью применяли и продолжаю применять управляемые боеприпасы.
Источник фотографии: newsweek.com
Не все знали, что программа по разработке и производству дронов в Турции проходила на протяжении последнего десятка лет. Не все и не всегда получалось. Но у властей хватило терпения и денег, чтобы продолжать поддерживать свой ВПК в этом направлении. И вот он — результат. Настоящее боевое крещение турецкие беспилотники получили как раз в Сирии.
Сделав такую программу, Анкара убила сразу несколько «зайцев». Во-первых, страна не зависит от западных поставок. Ведь изначально рассматривались варианты закупок дронов в других странах НАТО. Во-вторых, Турция сделала свою армию явно сильней и современней. И, в-третьих, успешное применение беспилотников в Сирии – лучшая реклама для того, чтобы обеспечить своему ВПК в этой сфере выход на международные рынки.
Особенно гордятся турки БПЛА «Байрактар ТБ2» средней дальности, который может проводить над целью 24 часа. К 2015 году с этого дрона уже осуществлялись испытательные пуски ракет местного производства, а год спустя его впервые применили для нанесения ударов по курдским целям.
«Боеприпас MAM-L, который был применен в Идлибе, показал блестящие результаты. Он дешев, прост в изготовлении и бьет точно в цель», — дали свою оценку специалисты НАТО.
Данный боеприпас способен бить на расстояние до десяти километров. А благодаря системе лазерого наведения его точность достигает плюс-минус одного метра. Стоимость «Байрактара ТБ2» составляет порядка шести миллионов долларов, если просчитать это на примере закупа Украиной серии таких дронов на общую сумму в 69 миллионов долларов.
Исходя из этого, ТБ2 стоит почти в три раза меньше, чем американский «Рипер MQ-9», который обладает такими же характеристками. Известно, что США продают этот дрон за 16 миллионов долларов за единицу.
Судя по всему, успешное применение дронов над сирийскими позициями насторожило Москву. Конечно, в случае прямого конфликта Россия могла бы использовать всю мощь своей авиации, а также крылатые ракеты. И не факт, что турецкие ПВО такой удар выдержали бы. Но Россия не стала этого делать даже в самые пиковые периоды, ибо эхо развязанной войны не смолкло бы еще очень долго. А какие грозили бы потери для РФ в деньгах, технике, а, возможно, и имидже сверхдержавы, даже трудно подсчитать.
Не желает открытой войны с Россией и Турция. Однако все последние действия ее армии, и нарочитое применение дронов приводит к выводу, что Анкара хочет заставить Москву считаться с ней, как с равным участников конфликта в регионе, а не как с мальчиком для битья, которому в любой момент могут щелкнуть по носу.
Источник заглавной фотографии: meo.news
Автор материала: Влад Бежин