Под «лицом национализации»: отчего «страдают» крупные заводы и малый бизнес Крыма
С получением в 2014 году нового статуса Крымский полуостров подвергся многим преобразованиям, которые стали проводить российские власти с целью развить запущенные сферы региона. В том числе одним из них стала и проведенная «национализация», согласно которой местные заводы и предприятия переходили, как и сама Республика, в собственность российской стороны. Однако такие изменения на полуострове пришлось далеко не всем по вкусу. В частности, одними из противников таких преобразований стали местные предприниматели и бизнесмены, которых устраивал творившийся на полуострове ранее хаос. Такие «рядовые крымчане» тут же заговорили о том, что вместе с заводами новая власть захватывает якобы мелкие кафе и магазины, которые «отжимали» чуть ли не вооруженным путём. Отдельные из них стали красочно расписывать и как друг за другом встают местные предприятия, намекая на негативные изменения на полуострове в последние годы.
Так, появилась информация о небезызвестном местном заводе «Крымсода», на котором работает около 4000 местных жителей. Стали поговаривать, что якобы это предприятие на грани банкротства. На деле оказалось, что иск о признании его несостоятельности действительно был подан, поскольку украинский банк «Надра» предъявил заводу долг на сумму больше одного миллиарда рулей. Причем такая задолженность появилась еще в украинский период. Однако это почему-то в расчет не бралось. Кроме того, представители крымского предприятия рассказали, что вплоть до 2015 года велись переговоры с украинским банком о погашении этой суммы, однако всё упиралось в санкции, а также в перерегистрацию банка уже на российской территории. В итоге в этом же году «Надра» сам обанкротился, поэтому данный вопрос так и остался нерешенным.
Всё это оставалось нерешенным до тех пор, когда в начале текущего года Фонд защиты вкладчиков – «дочка» российского Агентства по страхованию вкладов – этот долг не обнаружил. Известно, что это агентство занимается возвратом вкладов в украинских банках крымскому населению. В итоге один из активов «Надры» на полуострове оказалась дебиторская задолженность предприятия, её арестовали и реализовали на аукционе. Только вот к аукциону существовало много претензий и в результате это крупнейшее крымское предприятии дотационного Крыма с чистой прибылью в текущем году в 350 млн рублей оказалось под угрозой закрытия. Дело «Крымсоды» получило такую широкую огласку по двум причинам:
1) это градообразующее предприятие для Красноперекопска, поэтому практически весь город останется без работы в случае его банкротства (Новое Пикалево в России).
2) в украинский период завод принадлежал группе украинского олигарха Дмитрия Фирташа, а сейчас это самостоятельное российское юридическое лицо. Такая атака на его актив – это тоже своего рода кампания по деукранизации крымской промышленности. Мнения на этот счет появляются разные, некоторые считают, что обанкротить завод хотят люди, имеющие связи в местном правительстве или же сами функционеры украинского банка, которые хотят таким образом возместить долг.
Однако даже в случае банкротства этого предприятия, после которого распродадутся активы, сама «Надра» вряд ли что-то получит.
Нелегкая судьба сложилась у еще одного крупного предприятия Крыма – ГУП «Севастопольгаз», отвечающего за подачу «голубого топлива» потребителям. О его ликвидации заявил председатель ликвидационной комиссии Олег Лактионов. В итоге функции предприятия перешли акционерному обществу ПАО «Севастопольгаз», управляемому еще при Незалежной украинскими компаниями с материка. Только по словам Лактионова, данная компания тоже может в скором времени объявить о банкротстве ввиду своих многомиллионных долгов.
Ввиду этого предполагается, что передел таких больших предприятий как «Севастопольгаз» и «Крымсода» может отпугнуть с полуострова всех средних и крупных инвесторов. Однако в Крыму «внимание» уделяется и малому бизнесу. Так, АТП №14329 в Симферополе только за год было трижды «продано». Известно, что вот уже несколько лет оно не занимается перевозками пассажиров, а сдает свои площади. Директором АТП называет себя предприниматель Василий Кунцов, хотя согласно ЕГРЮЛ там числится другой человек. Сам Кунцов объясняет это тем, что предприятие якобы захвачено. Согласно показанным им документам, он стал владеть АТП в 2002 году, а в текущем году продал его украинцу Ивану Куковерову. Однако сам Кунцов утверждает, что никакой продажи на самом деле не было, и этот украинец лицо подставное. Кроме того, он в 20 лет на Украине получил обвинение в краже планшета у школьника. В итоге суд признал сделку между двумя этими мужчинами недействительной, однако за две недели до этого данное предприятие Кукеров успел перепродать другой украинке Анне Алиманской. Поскольку последняя не знала ничего об этом, суд отказался аннулировать последнюю сделку. Теперь Алиманская директор этого предприятия, которое впервые за 15 лет начало вместо долгов приносить прибыль. Причем считается, что она не случайный человек, поскольку является женой крупного бизнесмена в Крыму Феликса Алиманского.
Крымские предприниматели надеются на то, что в скором времени местная бизнес-система все-таки станет более здоровой. Многие предприятия для решения спорных вопросов обращаются в Конституционный суд. Причем за некоторых бизнесменов вступается сам Минюст.