Погибшее наследие России: история о величайшем заводе Урала, который не выжил

С распадом СССР огромное количество заводов и фабрик в новой России были в лучшем случае сданы в аренду ушлым коммерсантам, а в худшем, распроданы или распилены на металл. Даже известные предприятия, такие как «ЗиЛ» или «АЗЛК» в Москве были быстренько «демократизованы и прихватизированы», чего уж говорить о российской глубинке. В нашем случае – главный завод Демидовых в Нижнем Тагиле, что на Урале, все-таки удалось спасти от подобной участи.

Справедливости ради отметим, что угасать Нижнетагильский металлургический завод начал сразу после Великой Отечественной войны. Уже тогда завод был на грани: оборудование устарело и чтобы привести его в современный технический вид, даже в богатом Советском Союзе не нашлось средств.

Дешевле было снести завод под корень и построить новый. Пошли, однако, другим путем: постепенно начали закрывать цеха, а окончательно завод встал в 1987 году, в самый разгар перестройки и развала огромной страны. А когда это все же случилось, завод и его помещения ждала незавидная судьба.

Но нашлись неравнодушные люди, которые добились от властей того, чтобы те признали завод музеем-заповедником. Это и спасло оставшиеся цеха и подсобные помещения. Но свою историю наследие Демидовых берет еще в начале 18 века, оттуда и начнем.

Источник фото: danmar.su

Итак, слава промышленников и меценатов Демидовых началась, как бы сейчас сказали, с малого семейного предприятия – оружейной мастерской и крошечного металлургического завода. Начало взлета пришлось на времена Петра I, который был человеком энергичным и всеми силами пытался развить в стране промышленность и производство.

Смекнув это, Никита Демидов – начинатель промышленной династии, — каким-то чудом умудрился выполнить небольшой государственный заказ по оружейному профилю. Царю (или еще кому) работа понравилась, и оружейник буквально взлетел на финансовый олимп. Никите Демидову в распоряжение были отданы несколько государственных заводов на Урале, земли для строительства новых.

Также Демидов получил доступ во властные коридоры тех времен, что уже тогда было даже важнее, нежели получить какие-то там заводы у черта на куличках. Надо отдать должное Никите Демидову: он умело распорядился и промышленным потенциалом, и своими связями. По всему Уралу началась большая стройка, возводились новые производства, реки перегораживались дамбами (тогда все оборудование заводов работало от силы воды).

Наш завод, о котором идет речь, был построен на реке Тагил, и как-то постепенно вокруг него возник город Нижний Тагил. А сам этот главный демидовский завод был построен сыном Никиты Демидова – Акинфием Никитовичем. Тот, как и его отец имел большую страсть к строительству всего нового и не боялся трудностей.

Первая домна Нижнетагильского чугунолитейного и железноделательного завода (первое название предприятия) была запущена в 1725 году, а завод до конца 18-го столетия считался самым большим и прогрессивным на то время в России. Тогдашние промышленники экономили на всем, такие понятия как больничный или нормированный рабочий день отсутствовали, а на работу брали всех без исключения. Семья Демидовых к тому времени получила крупнейшие заказы на оружейное переоснащение армии, производство якорей для российского флота, пушек и так далее.

Источник фото: pikabu.ru

И тут случилось то, что случилось: Демидовы все чаще стали уделять внимание не своим производствам, а дворцовым балам, начали меценатство, уезжали в долгие путешествия. Не редко семейство проигрывало в карты и рулетку огромные средства, пусть и свои личные. Итогом всего этого стала глубокая отсталость уральских заводов Демидовых в начале 19 века, когда по всему миру семимильными шагами шел технический прогресс.

Спасли завод влиятельные люди, которым по долгу службы в различных министерствах и ведомствах нужна была продукция этого предприятия. Также, благодаря своим связям в Москве, клан Демидовых стал основным поставщиком металлопроката на крупнейшую стройку тех времен – знаменитый Транссиб.

Немного одумавшись, наши олигархи все-таки провели некоторую модернизацию Нижнетагильского завода: вместо старых машин, что работали на силе падающей воды, стали внедряться современные, паровые. Кстати, на заводах Демидовых начинали трудиться отец и сын Черепановы, которые впоследствии стали создателями первого отечественного паровоза.

Внедрялись и другие современные технологии (правда, медленно и в малом объеме): к концу 1890-х годов заработали мартеновские печи, после 1912 года электричеством завод стала обеспечивать своя собственная электростанция. Затем случились Революция и Гражданская война, которые внесли в работу Нижнетагильского завода свои коррективы. Собственно, даже работать особо было некому: красные воевали с белыми, белые с красными и все между собой.

Источник фото: culture.ru

Но Советская власть победила, и уже в 1930 году на заводе случилась масштабная модернизация: даже нищая и обескровленная страна понимала, что тяжелая металлургия приносит исключительно благо. А металла для молодой Республики требовалось ох, как много.

Затем началась Великая Отечественная война, и от производства чугуна пришлось перейти на разработку бронестали и легкой обшивки самолетов. Пережил Нижнетагильский завод и эту войну, после чего и пришло начало конца для него.

Сейчас Нижнетагильский металлургический завод представляет собой слабо охраняемую огромную промышленную площадку с десятками зданий, печей и труб. Средств, что выделяются на его содержание, хватает лишь на зарплаты кучке сотрудников, которые иногда проводят экскурсии по некогда Великому и Гигантскому заводу, давшему начало славным традициям нашей тяжелой промышленности.

Но, по крайней мере, его не снесли, не распилили на металл и не построили на его месте красивый торговый центр или жилой микрорайон.